8 класс 15.04 четверг
1. Русский язык
Тема. Речевая деятельность. Чтение-понимание (вслух) текстов публицистического стиля на морально-этические темы.
Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.Что такое здоровье? А здоровый образ
жизни? Какой смысл вкладывает человечество в это понятие? А какими знаниями в
этой области обладаете вы? Об этом сегодня и пойдет речь на уроке.
Мы
не только поговорим о данной проблеме, но, так как форма нашего урока - урок
развития речи, то попробуем продолжить ее осмысление в вашей творческой устной
и письменной работе.
Наше
государство старается уделять достаточное внимание здоровью человека, здоровью
всей нации. Создана Концепция развития охраны здоровья населения Украины, в
которой, в частности говорится, что ее целью является сохранение и укрепление
здоровья населения, продолжение периода активного долголетия и
продолжительности жизни человека, обеспечение всеобщего гармонического,
физического и психического развития ребенка, начиная с рождения, оптимальных
условий его быта, воспитания и обучения.
А
для этого создаются условия для здорового образа жизни, усиливается борьба с
вредными привычками, в частности, ограничение табакокурения и рекламы
алкогольных напитков, табака и других вредных для здоровья веществ; уделяется внимание
развитию физической культуры и спорта, идет работа по обеспечению населения
рациональным сбалансированным питанием. Это, в частности, составные здорового
образа жизни.
А
как вы понимаете сочетание слов «здоровый образ жизни»? Как вы можете объяснить
значение этого словосочетания?
Работа
с текстом «Что такое здоровье?»
1.
Чтение
текста учащимися каждой творческой группы молча.
Что такое здоровье?
Здоровье – одна из важнейших жизненных
ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Понимание содержания
слова «здоровье» прошло ряд этапов. Первоначально под здоровьем подразумевали
отсутствие какого-либо заболевания, и здоровым считали человека, у которого
нет признаков болезни (нигде не болит,
нормальная температура тела, нет кашля, насморка и т. д.). Такое понимание
понятия здоровья основано на противопоставлении: болезнь – здоровье. Оно
соответствует бытовым наблюдениям. Действительно, если человек ни на что не
жалуется, работает, не обращаясь к врачу, окружающие вправе считать его
здоровым.
Развитие медицины привело к более
глубокому пониманию смысла слова «здоровье», основанному на противопоставлении:
болезнь + вероятность болезни – здоровье. Дело в том, что наукой выявлен целый
ряд состояний организма, когда человек еще не может считаться больным, но
вместе с тем не может считаться и здоровым. Это состояние предболезни. Оно
может расцениваться или как переход от здорового состояния к болезненному
(человек еще не болен, но уже не здоров и вскоре заболеет), или как такое
состояние организма, когда к болезни может вести, казалось бы, малосущественная
причина. Данное понимание понятия здоровья подразумевает не только отсутствие
болезни, но и малую вероятность ее развития в конкретных условиях жизни
человека.
Какие же факторы окружающей среды, а также
особенности поведения человека способствуют сохранению и укреплению его
здоровья?
Первый фактор, укрепляющий здоровье, -
четкий и правильный распорядок дня. Второй фактор – высокая двигательная
активность, достаточная физическая нагрузка. Третий фактор – постоянное общение
с природой, использование благотворных ее факторов – свежего воздуха, воды,
солнца.
Таким образом, наиболее полным является
следующее определение понятия здоровья: здоровье – совокупность физических и
духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и
необходимым условием для осуществления его творческих планов,
высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной
семьи, рождения и воспитания детей.
Задания:
·
Выразительно
прочтите текст.
·
Составьте
словарную работу по данному тексту, выбрав одно из направлений: орфография
текста, лексическое значение слова. Мотивируйте свой выбор.
·
Составьте
5 – 6 вопросов для проведения аудирования по данному тексту. Предусмотрите
варианты ответов.
·
Перескажите
текст подробно и сжато.
·
Составьте
диалог-обсуждение содержания текста (6 – 8 реплик)
Работа
с высказываниями о здоровье, здоровом образе жизни.
-
Какие из высказываний, имеющихся в вашем распоряжении, соответствуют теме
урока, темам предстоящего сочинения?
Знание само по себе есть сила.
Фрэнсис
Бэкон, английский философ
Слово – не стрела, а хуже стрелы разит.
Пословица
Гигиена учит, как быть ценной собакой
собственного здоровья.
Василий
Ключевский, русский историк
Здоровье всего дороже.
Поговорка
Изящество для тела – то же, что здравый
смысл для ума.
Франсуа
де Ларошфуко, французский писатель
-
Какие высказывания по данной теме подобрали вы?
-
Высказывания, с которыми вы познакомились, вы можете включить в свои сочинения
и как эпиграф, и как часть ваших рассуждений.
Работа
над особенностями стиля сочинения.
- В каком стиле вам предстоит писать
работу? /В публицистическом./
-
Каковы особенности публицистического стиля? Таблицы «Стили речи», «Стили речи и языковые средства» помогут восстановить ваши знания в этой области.
/Работа с таблицами, помещенными на
доске./
-
Более подробную информацию вы можете получить из таблицы «Стили речи», которую найдете на стр. 234 -235 ваших учебников.
Обобщение
изученного.
- Делаем выводы (коллективная работа)
Выразите свое отношение к проблеме,
поднятой на уроке, в форме сенкана (японское стихотворение без рифмы из 5
строк).
Схема построения сенкана:
1 строка – обозначьте тему одним словом
(именем существительным);
2 строка – опишите тему двумя словами
(прилагательными);
3 строка – назовите действие, связанное с
темой, тремя словами (глаголами);
4 строка – выразите ваше отношение к теме
предложением из четырех слов;
5 строка – синоним к первому слову,
передающий суть темы.
/Составление сенканов, чтение полученных
вариантов./
Самая сложная профессия на земле-
быть человеком. Это - об Антуане де Сент-Эклюпери.
Человек, написавший дивную сказку
для детей и взрослых - «Маленький принц» - и сказавший в ней устами одного из
героев «Я в ответе за всех, кого приручил»,-не мог оставаться равнодушным к
тому, что происходило в мире. А в мире шла война, значит, Экзюпери должен быть
там , где он больше всего нужен,- на фронте. Эта война унесла его жизнь. И не
смотря на то, что вполне авторитетная медицинская комиссия признала его
негодным к военной службе и заявила, что летать он не сможет, Экзюпери
решительно был не согласен с эти приговором. Его настойчивость победила.
Вооруженный только современной и
совершенной фотокамерой, без пулемета и брони, он фотографирует позиции немцев
с высоты восьми-девяти тысяч метров.
В то утро была прекрасная погода,
чистое небо и вблизи никаких следов немецких истребителей. Как всегда ему
помогли надеть тяжелый летный костюм, рассчитанный для полетов на больших высотах.
К часу дня он должен был вернуться, но знакомого рокота в небе не кто так и не
услышал. Сент-Экзюпери не вернулся с задания.
Он не успел перед вылетом отправить
письмо матери. Он всегда и отовсюду писал ей: когда бы маленьким, когда стал
взрослым. Он рассказывал ей обо всем, что радовало и огорчало его. Его письма
приносили поезда, они прилетали на самолетах, приплывали на океанских
теплоходах. В трудное военное время письмо матери спустилось на парашюте на
груди у разведчика, сброшенного в тыл врага.
Только через год госпожа Мари де
Фонсколомб получит последнее письмо:
« Мамочка! – писал Экзюпери.- Я бы
так хотел, что бы вы не беспокоились обо мне и чтобы это письмо дошло до вас.
Мне очень хорошо. Совсем хорошо. Мне только очень грустно от того, что я так
давно вас не видел. И я тревожусь за вас, моя старенькая, любимая мамочка. Как
несчастна наша эпоха…
Мама, поцелуйте меня, как я вас
целую, от всего сердца.
Антуан».
Он всегда проявлял трогательную
заботу о тех, кого любил, о тех, кого приручил, и всегда считал себя в ответе
за все, что происходило на планете людей. Уж так был воспитан ребенок,
появившийся на свет в воскресенье 29 июня 1900 года в семье инспектора
страховой компании. Они жили в Лионе, крупном торгово-промышленном центре
страны, который считался вторым по величине городом Франции; семья была
католической, и по обычаю католиков, мальчик получил сразу не сколько имен:
Антуан Жан-Батист Мари Роже Сент-Экзюпери. Детство его ничем не отличалось от
детства других мальчишек; были и слезы, и огорчения, и радости. Особой
усидчивости ученик колледжа в Лес Мансе не проявлял, и если у него были
отличные успехи в математике, латинском и французском языках, то оценки по
истории, географии были весьма скромными. По окончании колледжа Антуан делает выбор:
он станет военным моряком. Однако судьба забрасывает его архитектурное
отделение Академии искусств. Здесь он проучился чуть больше года и подал
прошение о зачислении в армию, в военно-воздушные войска.
Какая-то сила влекла его в авиацию.
Обучение шло легко, весело и увлеченно, он скоро полетел, казалось, самолет и
летчик были единым целым – на двоих одно сердце и одна душа. Вот каким видели
Антуана товарищи по полку:
«В нашу четверку входил высокий
дородный парень с вздернутым носом и необыкновенным взглядом широко
расставленных, сильно удлиненных глаз. Глаза - это первое, что привлекало к
нему внимание, должно быть потому, что зрачки цвета спелых каштанов посажены у
него очень высоко и, обнажая белки, придавали взгляду особую глубину. Его
округлое лицо производило впечатление не то задумчивой серьезности, не то
сдержанности… В постоянно сменяющихся выражениях его лица можно было прочесть
несомненные признаки поражающей в его возрасте индивидуальности. Он некрасив,
но от него исходит какое-то обаяние».
А еще он рисует, пишет, но никому не
показывает своих работ. Он попадает в катастрофу, выкарабкивается, но его
демобилизуют. Потом становится гражданским летчиком. Он еще не знает о том, что
имя свое прославит книгами, что его творческая фантазия сплавила ваедино и
первую любовь, и то, что дала ему профессия военного летчика, и его увлечение
литературой, и страсть к технике.
31 июля 1944 года. В семь утра
Антуан де Сент-Экзюпери отправился в разведывательный полёт над районами Анесси
и Гренобль. Около 13 часов лётчики и механики собираются на лётном поле. С
минуты на минуту должен вернуться Экзюпери.
13 часов. Слышатся шутливые
возгласы: «Сбился с пути», «Заснул за штурвалом», «Дочитывает какой-нибудь
детектив». Люди пытаются за зубоскальством скрыть нарастающее беспокойство.
13.30. Командир даёт приказ:
«Свяжитесь с американским контрольным постом».
13.35. Связист докладывает: « Алло!
Командир, американцы у аппарата, у них нет никаких сведений».
13.50. Боже правый! Не может быть!
14. 30. У него было горючего на 6
часов…
Антуан де Сент-Экзюпери не дожил
трёх недель до освобождения Франции. Он был сбит фашистским истребителем и
направил свой горящий самолёт в сторону моря.
Товарищи Сент-Экзюпери отомстили за
его смерть на следующий день, уничтожив в воздухе и на земле 70 немецких
самолетов.
Комментарии
Отправить комментарий