Русский язык. 8 класс 19.01

 Тема. Речевая деятельность. Составление диалога, включающего реплики с элементами описания местности, памятников истории и культуры.

Знаки препинания при однородных членах предложения.


Расставить знаки препинания, объяснить их постановку, подчеркнуть однородные члены условной линией.

*Без труда не может быть чистой и радостной жизни. 
Казалось ни одна травинка ни одно облачко не шевелилось.
То справа то слева слышался гул падающих стволов.

*Повсюду на деревьях на крышах домов на земле пышными шапками лежал блестящий снег. Море красиво всегда а именно в летний штиль в осеннее ненастье в зимнюю стужу. 


- Расскажите о различных знаках препинания при однородных членах предложения.

 

Вопросы на повторение.
- Какие стили и типы речи вам известны?
- Чем отличается описание местности от описания природы?
- Что представляет собой диалог?

Работа с текстом, содержащим диалог. Чтение и осмысление

- Дима, здравствуй, сынок! Что ты такой насупленный сидишь?
- Добрый вечер, мама! Да так, я с Леной поссорился сегодня. А ребята еще сказали, что я неправ!
- А почему поссорился?
- Я взял у нее тетрадку по математике, хотел домашнее задание посмотреть. А она как взбесилась! Сказала, что никогда ничего мне не даст!
- А почему ребята решили, что ты неправ?
- Некультурный ты, говорят. Не мог по-человечески попросить.
- А как ты попросил у нее тетрадь?
- Обыкновенно. Подошел и взял тетрадь с парты, из-под дневника. Я ей ничего плохого не сказал, ничего не требовал!
-А Лена?
- Лены вообще в классе не было. А через десять минут как подскочила, как стала возмущаться! Выхватила тетрадь обратно!
- Дима, ты что, маленький? А если ей эта тетрадь нужна была? Абрамцево
- А она мне всегда раньше тетради давала! 
- Дима, ты разве не мог сказать: «Лена, дай, пожалуйста, тетрадку по математике. Мне очень нужно задачу сверить»? 
- Я как-то не подумал. Она же своя девчонка, что церемониться.
- Ты перед Леной извинился?
- Ну, так и быть, сейчас позвоню, извинюсь. 
- А если бы ты вел себя культурно, то ссоры бы никакой не было. Эх, Дима, Дима... Ну, звони Лене, не откладывай!
- Это диалог или монолог?
- Какова тема диалога? (культура общения)
- В чем основная мысль текста? (вежливость – основа общения)
- Запишите схематично знаки препинания при диалоге: - Д!
- Д! – а.
- Д? – а.
- Д.


Попав в незнакомую обстановку, человек не должен растеряться. В такой момент многое зависит от того, как он владеет своей речью. Он вынужден внятно объяснить свою проблему, правильно задать вопрос, точно описать место, которое его интересует. Если он находится в чужом городе, заблудился и не может понять, куда двигаться дальше, желательно, чтобы его рассказ был не только понятным, но и красочным, ярким, это поможет встречным людям понять, что от них хотят. Быть коммуникабельным непросто. Будем учиться разговаривать.

 

Изучение новой темы. 
1.Наблюдение. Учебник, стр.205
Какие бывают типы диалогов, чем, по-вашему, они различаются?

2. Запись в тетрадь 
Диалог - обмен мнениями
диалог – расспрос
диалог – консультация диалог – спор 
диалог – беседа
, диалог – знакомство 

3.Работа с текстом «Два чижа». Учебник, упр. № 279

1)Чтение текста и ответы на вопросы.

-Определите тип диалога. (диалог-расспрос) 
- В чем смысл этого текста?(тоска по свободе)

В усадьбе часто гостил Н.В.Гоголь
и отдыхал на этой скамейке.

4. Работа с текстом «Цветок на земле». Учебник, упр. № 280

1) Чтение текста

Скучно Афоне жить на свете. Отец его на войне, мать с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме, а дедушка Тит спит на печке. Он и днем спит, и ночью спит, а утром, когда просыпается и ест кашу с молоком, он тоже дремлет.

— Дедушка, ты не спи, ты уж выспался, — сказал нынче утром Афоня дедушке.

— Не буду, Афонюшка, я не буду, — ответил дед. — Я лежать буду и на тебя глядеть.

— А отчего ты спишь, а я нет?

— Мне годов много, Афонюшка... Мне без трех девяносто будет, глаза уж сами жмурятся.

Через некоторое время Афоня слез с печи и остановил маятник часов, которые громко тикали. Слышн стало, как отбивает косу косарь за рекой, как шумит лес. 
Дедушка Тит очнулся и спросил:

— Ты чего, Афоня? Что-то шумно так стало? Это ты шумел?

— А ты не спи! — сказал Афоня. — Ты скажи мне про все!

Старый Тит испил квасу и пошел с Афоней белый свет пытать.

Дед повел Афоню полевой дорогой, и они вышли на пастбище, где рос сладкий клевер для коров, травы и цветы. Дед остановился у голубого цветка, терпеливо росшего корнем из мелкого чистого песка, показал на него Афоне, потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок.

— Это я сам знаю! — протяжно сказал Афоня. — А мне нужно, что самое главное бывает, ты скажи мне про все! А этот цвет растет, он не все!

Дедушка Тит задумался и осерчал на внука.

— Тут самое главное тебе и есть!.. Ты видишь — песок мертвый лежит, он каменная крошка, и более нет ничего, а камень не живет и не дышит, он мертвый прах. Понял теперь?

— Нет, дедушка Тит, — сказал Афоня. — Тут понятного нету.

— Ну, не понял, так чего же тебе надо, раз ты непонятливый? А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь.

— А трава и рожь тоже главное делают? — спросил Афоня.

— Одинаково, — сказал дедушка Тит.

— А мы с тобой?

— И мы с тобой. Мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем. А этот вот желтый цвет на лекарство идет, его и в аптеке берут. Ты бы нарвал их да снес. Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его, или он от болезни ослабнет, вот его и полечат лекарством.

Афоня задумался среди трав и цветов. Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь; он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, желтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.

(По А. Платонову)


2)
Ответы на вопросы к тексту:

- Какие типы диалогов использует автор? (диалог- расспрос, диалог-обмен 
мнением)
- Тема текста?
- Идея рассказа? (главные на земле - творцы) 


5. Составление диалога по тексту «Абрамцево», учебник, упр. № 281

1)Чтение текста.

В пятидесяти семи километрах по железной дороге от Москвы на Ярославль лежит Абрамцево, или «сельцо Абрамково», как оно называлось в старинных документах.
На протяжении 19 века Абрамцево было тесно связано с художественной жизнью России. Здесь жили и работали талантливые писатели и художники.
Расцвет Абрамцево начинается с 1843 года, когда усадьбу приобретает известный в Москве литератор и театральный критик Сергей Тимофеевич Аксаков. Абрамцево полюбилось Аксакову. Он называет его «премилой деревенькой», «чудом», «раем земным». « Деревня обняла меня, - пишет он сыну Ивану, - своим запахом молодых листьев и расцветающих кустов, своим пространством, своею тишиною и спокойствием.
Не умею объяснить тебе, какой мир пролился в мою душу!».
Здесь раскрылся писательский талант Аксакова. Здесь, в уединенной тишине, написаны «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и другие произведения.
Гостеприимный дом Аксаковых был средоточием духовной жизни.
В 1870 году Абрамцево приобретает меценат и любитель живописи Савва Иванович Мамонтов. Он сумел объединить вокруг себя в Абрамцево крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком.
Мамонтовы создали специальную мастерскую, в которой спокойно могли бы творить молодые талантливые художники.
Илья Репин, Василий Поленов, Виктор Васнецов с семьями проводили лето в Абрамцево. Там Репин впервые услышал текст послания казаков турецкому султану. Сюжет захватил художника. И в тот же день он набросал эскиз, но к замыслу вернулся лишь через два года. В. Васнецов, один из самых активных деятелей Абрамцевского кружка, всячески способствовал изучению в нем народного творчества и созданию мастерских по возрождению народных ремесел. Вместе с Поленовым он проектировал в Абрамцево церковь, там же по его рисунку была построена «Избушка на курьих ножках». Валентин Серов, вернувшись из-за границы, лето провел в Абрамцево. Там была создана картина-пейзаж «Девочка с персиками», героиней которой стала дочь Саввы Мамонтова.
Ныне Абрамцево – памятник истории и культуры. Музей-заповедник.



В мастерской любил творить Врубель Теремок Васнецова

3)Составление вопросов и ответов к тексту:

- Где находится село Абрамцево?
- Чем знаменита эта деревенька?
- Кто способствовал расцвету села? Что известно об этом человеке?
- Как связан с этим местом Савва Морозов?
- Кто из художников бывал и работал в Абрамцево?
- После просмотра презентации расскажите о том, что вас заинтересовало.
- Какие древнерусские искусства развивались и сохранялись благодаря жителям 
села Абрамцево?
- Кто из знаменитых художников заинтересовал вас больше всего? Почему?
- Хотели бы вы побывать в селе Абрамцево и почему?
- Как вы описали бы окрестности Абрамцево?
- Что представляют собой особенности архитектурных сооружений Абрамцево? 
- Какие картины были созданы Поленовым и Васнецовым в этих краях и почему?

4)Составление диалога с опорой на вопросы.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Литература. 8 класс 11.01

8 класс 15.04 четверг