Русский язык. 8 класс 19.01
Тема. Речевая деятельность. Составление диалога, включающего реплики с элементами описания местности, памятников истории и культуры.
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Расставить знаки препинания, объяснить их
постановку, подчеркнуть однородные члены условной линией.
*Без труда не может быть чистой и
радостной жизни.
Казалось ни одна травинка ни одно облачко не шевелилось.
То справа то слева слышался гул падающих стволов.
*Повсюду на деревьях на крышах домов на
земле пышными шапками лежал блестящий снег. Море красиво всегда а именно в
летний штиль в осеннее ненастье в зимнюю стужу.
- Расскажите о различных знаках препинания при однородных членах предложения.
Вопросы
на повторение.
- Какие стили и типы речи
вам известны?
- Чем отличается описание местности от описания природы?
- Что представляет собой диалог?
Работа с текстом, содержащим
диалог. Чтение и осмысление
- Дима, здравствуй, сынок! Что ты такой насупленный сидишь?
- Добрый вечер, мама! Да так, я с Леной поссорился сегодня. А ребята еще
сказали, что я неправ!
- А почему поссорился?
- Я взял у нее тетрадку по математике, хотел домашнее задание посмотреть. А она
как взбесилась! Сказала, что никогда ничего мне не даст!
- А почему ребята решили, что ты неправ?
- Некультурный ты, говорят. Не мог по-человечески попросить.
- А как ты попросил у нее тетрадь?
- Обыкновенно. Подошел и взял тетрадь с парты, из-под дневника. Я ей ничего
плохого не сказал, ничего не требовал!
-А Лена?
- Лены вообще в классе не было. А через десять минут как подскочила, как стала
возмущаться! Выхватила тетрадь обратно!
- Дима, ты что, маленький? А если ей эта тетрадь нужна была? Абрамцево
- А она мне всегда раньше тетради давала!
- Дима, ты разве не мог сказать: «Лена, дай, пожалуйста, тетрадку по
математике. Мне очень нужно задачу сверить»?
- Я как-то не подумал. Она же своя девчонка, что церемониться.
- Ты перед Леной извинился?
- Ну, так и быть, сейчас позвоню, извинюсь.
- А если бы ты вел себя культурно, то ссоры бы никакой не было. Эх, Дима,
Дима... Ну, звони Лене, не откладывай!
- Это диалог или монолог?
- Какова тема диалога? (культура общения)
- В чем основная мысль текста? (вежливость – основа общения)
- Запишите схематично знаки препинания при диалоге: - Д!
- Д! – а.
- Д? – а.
- Д.
Попав
в незнакомую обстановку, человек не должен растеряться. В такой момент многое
зависит от того, как он владеет своей речью. Он вынужден внятно объяснить свою
проблему, правильно задать вопрос, точно описать место, которое его интересует.
Если он находится в чужом городе, заблудился и не может понять, куда двигаться
дальше, желательно, чтобы его рассказ был не только понятным, но и красочным,
ярким, это поможет встречным людям понять, что от них хотят. Быть
коммуникабельным непросто. Будем учиться разговаривать.
Изучение новой
темы.
1.Наблюдение. Учебник, стр.205
Какие бывают типы диалогов, чем, по-вашему, они различаются?
2. Запись в
тетрадь
Диалог - обмен мнениями
диалог – расспрос
диалог – консультация диалог – спор
диалог – беседа, диалог – знакомство
3.Работа с текстом «Два чижа». Учебник, упр. №
279
1)Чтение текста и ответы на вопросы.
-Определите тип диалога.
(диалог-расспрос)
- В чем смысл этого текста?(тоска по свободе)
В усадьбе часто гостил
Н.В.Гоголь
и отдыхал на этой скамейке.
4. Работа с текстом «Цветок на земле». Учебник, упр. № 280
1) Чтение текста
Скучно Афоне жить на свете. Отец его на
войне, мать с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме, а дедушка
Тит спит на печке. Он и днем спит, и ночью спит, а утром, когда просыпается и
ест кашу с молоком, он тоже дремлет.
— Дедушка, ты не спи, ты уж выспался, —
сказал нынче утром Афоня дедушке.
— Не буду, Афонюшка, я не буду, — ответил
дед. — Я лежать буду и на тебя глядеть.
— А отчего ты спишь, а я нет?
— Мне годов много, Афонюшка... Мне без трех
девяносто будет, глаза уж сами жмурятся.
Через некоторое время Афоня слез с печи и
остановил маятник часов, которые громко тикали. Слышн стало, как отбивает косу
косарь за рекой, как шумит лес.
Дедушка Тит очнулся и спросил:
— Ты чего, Афоня? Что-то шумно так стало?
Это ты шумел?
— А ты не спи! — сказал Афоня. — Ты скажи
мне про все!
Старый Тит испил квасу и пошел с Афоней
белый свет пытать.
Дед повел Афоню полевой дорогой, и они
вышли на пастбище, где рос сладкий клевер для коров, травы и цветы. Дед
остановился у голубого цветка, терпеливо росшего корнем из мелкого чистого
песка, показал на него Афоне, потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок.
— Это я сам знаю! — протяжно сказал Афоня. —
А мне нужно, что самое главное бывает, ты скажи мне про все! А этот цвет
растет, он не все!
Дедушка Тит задумался и осерчал на внука.
— Тут самое главное тебе и есть!.. Ты видишь
— песок мертвый лежит, он каменная крошка, и более нет ничего, а камень не
живет и не дышит, он мертвый прах. Понял теперь?
— Нет, дедушка Тит, — сказал Афоня. — Тут
понятного нету.
— Ну, не понял, так чего же тебе надо, раз
ты непонятливый? А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе
он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в
живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное
дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот — самый
святой труженик, он из смерти работает жизнь.
— А трава и рожь тоже главное делают? —
спросил Афоня.
— Одинаково, — сказал дедушка Тит.
— А мы с тобой?
— И мы с тобой. Мы пахари, Афонюшка, мы
хлебу расти помогаем. А этот вот желтый цвет на лекарство идет, его и в аптеке
берут. Ты бы нарвал их да снес. Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его,
или он от болезни ослабнет, вот его и полечат лекарством.
Афоня задумался среди трав и цветов. Он
сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь; он думал о том,
как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, желтые счастливые
цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.
(По А. Платонову)
2) Ответы
на вопросы к тексту:
- Какие типы
диалогов использует автор? (диалог- расспрос, диалог-обмен
мнением)
- Тема текста?
- Идея рассказа? (главные на земле - творцы)
5. Составление диалога по тексту «Абрамцево», учебник, упр. №
281
1)Чтение текста.
В пятидесяти семи километрах по железной
дороге от Москвы на Ярославль лежит Абрамцево, или «сельцо Абрамково», как оно
называлось в старинных документах.
На протяжении 19 века Абрамцево было тесно связано с художественной жизнью
России. Здесь жили и работали талантливые писатели и художники.
Расцвет Абрамцево начинается с 1843 года, когда усадьбу приобретает известный в
Москве литератор и театральный критик Сергей Тимофеевич Аксаков. Абрамцево
полюбилось Аксакову. Он называет его «премилой деревенькой», «чудом», «раем земным».
« Деревня обняла меня, - пишет он сыну Ивану, - своим запахом молодых листьев и
расцветающих кустов, своим пространством, своею тишиною и спокойствием.
Не умею объяснить тебе, какой мир пролился в мою душу!».
Здесь раскрылся писательский талант Аксакова. Здесь, в уединенной тишине,
написаны «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и другие
произведения.
Гостеприимный дом Аксаковых был средоточием духовной жизни.
В 1870 году Абрамцево приобретает меценат и любитель живописи Савва Иванович
Мамонтов. Он сумел объединить вокруг себя в Абрамцево крупнейших русских
художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком.
Мамонтовы создали специальную мастерскую, в которой спокойно могли бы творить
молодые талантливые художники.
Илья Репин, Василий Поленов, Виктор Васнецов с семьями проводили лето в
Абрамцево. Там Репин впервые услышал текст послания казаков турецкому султану.
Сюжет захватил художника. И в тот же день он набросал эскиз, но к замыслу
вернулся лишь через два года. В. Васнецов, один из самых активных деятелей
Абрамцевского кружка, всячески способствовал изучению в нем народного
творчества и созданию мастерских по возрождению народных ремесел. Вместе с
Поленовым он проектировал в Абрамцево церковь, там же по его рисунку была
построена «Избушка на курьих ножках». Валентин Серов, вернувшись из-за границы,
лето провел в Абрамцево. Там была создана картина-пейзаж «Девочка с персиками»,
героиней которой стала дочь Саввы Мамонтова.
Ныне Абрамцево – памятник истории и культуры. Музей-заповедник.
В
мастерской любил творить Врубель Теремок Васнецова
3)Составление
вопросов и ответов к тексту:
- Где находится село Абрамцево?
- Чем знаменита эта деревенька?
- Кто способствовал расцвету села? Что известно об этом человеке?
- Как связан с этим местом Савва Морозов?
- Кто из художников бывал и работал в Абрамцево?
- После просмотра презентации расскажите о том, что вас
заинтересовало.
- Какие древнерусские искусства развивались и сохранялись благодаря
жителям
села Абрамцево?
- Кто из знаменитых художников заинтересовал вас больше всего? Почему?
- Хотели бы вы побывать в селе Абрамцево и почему?
- Как вы описали бы окрестности Абрамцево?
- Что представляют собой особенности архитектурных сооружений Абрамцево?
- Какие картины были созданы Поленовым и Васнецовым в этих краях и почему?
4)Составление диалога с опорой на вопросы.
Комментарии
Отправить комментарий