8 класс. 23.03 2001 вторник
Русский язык
Тема. Речевая деятельность. Сочинение-рассказ по заданному сюжету с элементами описания местности
• Какие типы речи вам известны?
• В чём особенность рассказа?
• Какие языковые средства обеспечивают художественное повествование?
— Рассказы не только пишутся, но и рассказываются устно. Есть такие
писатели, как И. Андроников, С. Смирнов, которые выступают со своими устными
рассказами. Некоторые из них потом записываются, но создаются эти рассказы
именно как устные. И в жизни часто у нас возникает потребность рассказать
кому-нибудь о том, что с нами произошло, что мы видели или переживали.
Рассказывать нужно понятно, живо, ярко, иначе собеседник просто и слушать не
станет. Значит, надо учиться рассказывать.
Изучение нового материала
Существуют разновидности типов речи. Например: рассказ — одна из
разновидностей повествовательного типа речи.
Рассказ — это небольшое литературное произведение повествовательного типа,
в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя.
В основе рассказа лежит событие (случай, эпизод, происшествие). Поэтому в
построении его различают части, связанные с развитием этого события: завязка,
кульминация, развязка.
Завязка — это момент, с которого начинается событие и от которого зависит
его развитие.
Кульминация — момент наивысшего напряжения в развитии события.
Развязка — результат развития события, его заключительный момент.
В рассказе могут быть вступление и заключение.
Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло то, о чём
он решил рассказать, в заключении чаще всего делится своими раздумьями по
поводу описанных событий, говорит о том, чему научил его случай, какой след
оставил в памяти.
Строение (композицию) простейшего рассказа можно представить в виде
следующей схемы
1. Познакомьтесь с одной историей из серии рассказов «Как я однажды...».
Какой тип речи использован автором? Какие достоинства и недостатки вы видите в
построении текста? Почему в него целесообразно ввести описание предмета?
Создайте свой, улучшенный вариант этого текста. Представьте его как
услышанный вами рассказ мальчика (знакомого или незнакомого). Сделайте
соответствующее вступление: где, при каких обстоятельствах вы его услышали?
Вступление может начинаться со слова однажды, а заканчиваться предложением Вот
что он мне рассказал.
Приближался Новый год. Настало время готовиться к ёлке. Я решил сам сделать
несколько ёлочных игрушек. Сварил вкрутую яйца, положил их на стул и пошёл
налить воды для красок. Вдруг прибежал мой брат и сел на стул. Он вмиг раздавил
шесть из девяти сваренных яиц. На Лёню обрушился вихрь маминых упрёков. Я
положил оставшиеся яйца на тарелку и стал раскрашивать одно из них. И тут
пришёл с работы папа. Он проголодался и, когда увидел яйца, сразу принялся за
еду. В одну минуту были съедены два яйца. Но из оставшегося я всё-таки сделал
игрушку! Дед Мороз получился очень забавный.
2. Прочитайте рассказ. Определите его основную мысль. Найдите в рассказе
описание внешности героев. Каково значение этих описаний? Подумайте, в каком
месте рассказа и почему использована прямая речь. Составьте сюжетную схему
рассказа, а потом перескажите его близко к тексту.
НЕ СМЕЙ!
Перед нашим домом, на куче песка играют самые малые ребятишки. Ну,
известно, какие у них игры: лепят куличики, строят что-то из еловых шишек.
Ерунда в общем.
Только у этих карапузов тоже имеются свои заводилы, свои атаманы. И свои
тихони безответные.
Атаманом на песочной куче давно сделался Фёдор. Он ростом побольше.
Молчаливый такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не
причёсывают. А может, он и не позволяет себя причёсывать.
Когда Фёдор что-нибудь возводит на песочной куче, то лучше к нему не
приближаться.
А самая безответная, самая тихонькая девчонка, конечно же, соседская
Татьяна. Среди ребятишек она — как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех.
Вдобавок носит очки Татьяна, а в её возрасте это совестно. Вот прилепится
Татьяна где-нибудь сбоку, с краешка, старается никому не мешать. И даже если
обидят, не ревёт громко — стесняется.
Но сегодня Татьяна победила Фёдора.
Строил Фёдор город на вершине кучи. Глядь — бежит по песку
паучок-сенокосец. Обыкновенный паучишко, мелочь. Фёдор поднял свою ногу с
чёрной пяткой и собрался этого паука прихлопнуть.
— Не смей! — вдруг крикнула Татьяна. — Что он тебе сделал?
Фёдор так и замер с поднятой ногой. Уж не знаю, что его так ошеломило. Но
паучишку он не тронул. И Татьянку не тронул.
Может, вправду задумался — что ему сделали те, которые меньше его и слабей?
3. а) Знакомство с сюжетной схемой рассказа
ЧТО ИНТЕРЕСНЕЕ
Витя читал книгу о капитане Немо, а мама попросила его отнести обед в луга,
на сенокос. Очень не хотелось мальчику оставлять книгу, не сразу он оставил её
и даже буркнул что-то маме недовольным голосом.
По дороге на луг Витя очень торопился, чтобы поскорее возвратиться домой.
Пришёл мальчик на луг, где работали его отец и старшие братья, да там и
остался. Коля дал ему небольшие грабли и попросил помочь ворошить сено. Неудобно
было Вите отказаться. А потом он так увлёкся работой, что обо всём забыл и
старался не отставать от взрослых, несмотря на усталость.
Вечером Витя вместе со всеми шёл домой, и на душе у него было по-особому
радостно.
б) Беседа
• Можно ли считать данный текст рассказом? (Нет, т. к. рассказ требует
художественного стиля речи, образности, живописности.)
• Как этого можно достичь? (Этого можно достичь, развернув схему, обогатив
её необходимыми подробностями, деталями, описаниями, диалогами).
• Что можно ввести в рассказ? (Уместно ввести портретную характеристику
мальчика — за чтением книги, пейзаж — летний день, описание трудового процесса
— как носили сено).
в) Работа по составлению рассказа
Закончить рассказ по данному сюжету (письменно).
Литература
Тема. Урок развития речи. Составление отзыва о художественном короткометражко фильме «После бала»
https://www.youtube.com/watch?v=bRGvU7a91GY
Мини-опрос «Верные-неверные
вопросы»:
1. Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича? да
нет
2. Он был сильно влюблён в Вареньку? да нет
3. Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество?да нет
в последний день Масленицы? да нет
4. Бал Ивану Васильевичу понравился? да нет
5. Весь вечер Иван Васильевич танцевал с Варенькой? да нет
6. Мазурку Варенька танцевала с отцом? да нет
7. Иван Васильевич был влюблен в Вареньку? да нет
8. Иван Васильевич был восхищен отцом Вареньки? да нет
9. После бала рассказчик не мог уснуть. Он
устал? да нет
его переполняли чувства? да нет
Посмотрите фильм и напишите о
нём отзыв
Для того чтобы правильно и грамотно
написать отзыв, необходимо руководствоваться планом:
1. Определите
адресата речи, цели и задачи высказывания.
2. Подберите нужную
форму отзыва (письмо, сообщение, запись впечатлений в дневнике, статья в
газету.
3. Определите стиль
и тип речи.
4. Выскажите своё
мнение о кинофильме и мотивируйте его.
5. Обратите
внимание на речевое оформление отзыва. Употребляйте лишь те языковые средства,
которые характерны для избранного стиля и жанра высказывания.
6. Придерживайтесь
требований к речи и культуре общения.
Сегодня на уроке мы будем учиться
работать над отзывом о кинофильме.
КИНОИСКУССТВО - это вид художественного творчества,
которое является синтезом литературы, изобразительного искусства, театра и
музыки. Технологические истоки указывают на две принципиальные
составляющие кинематографа: фотография (фиксация световых лучей) и
движение (динамика визуальных образов).
Кино – это монтаж
движущихся фотографий, кинокадров, создающий глубоко своеобразные
художественные образы.
Основой для создания
фильма является киносценарий.
Актеры воплощают образы
сценария.
Художники воспроизводят в
костюмах и декорациях обстановку действий.
Композиторы средствами
музыки подчеркивают эмоционально - драматический строй фильма.
Большая роль принадлежит оператору.
Таким образом, кинофильм – это результат
коллективного творчества.
Возглавляет работу режиссер, который
работает с актерами, оператором, художниками, воплощает идейно-художественный
замысел сценария. Фильмы могут быть художественными, научно-популярными,
документальными.
В каждом жанре киноискусства
используются свои средства раскрытия сценарного замысла.
Давая отзыв не надо пересказывать его
содержание; надо остановиться на теме, идее, фильма, исполнительском мастерстве
актеров.
На протяжении всего отзыва должна
чувствоваться определенная позиция рецензента. Следует отметить как достоинства
работы, так и ее недостатки.
Очень важно, чтобы тон рецензии был
доброжелательным и не обидным для автора. Писать следует от первого лица.
Примерный план отзыва:
1. Как называется
фильм? Как вы думаете, почему он так называется?
2. Кто автор
сценария? Кто участвовал в создании этого фильма? Какова роль каждого из
участников?
3. О чем
рассказывает фильм? Что вас привлекло в его содержании и почему?
4. Какова идея
фильма?
5. Кто из героев
вам понравился и почему?
6. Как вы
оцениваете игру актеров? Кого из них вы выделяете и почему?
7. Что вы можете
сказать о работе режиссера, оператора в этом фильме?
8. Какую роль
играет в фильме текст, музыка, цвет?
9. Ваше общее
мнение о фильме.
Критерии оценки отзыва:
1. Смысловая
цельность, речевая связность и последовательность изложения.
2. Точность и
выразительность речи.
3. Соблюдение
языковых норм.
4. Соблюдение
речевых норм.
5. Соблюдение этических
норм.
6. Фактологическая
точность.
7. Соблюдение
орфографических норм.
8. Соблюдение
пунктуационных норм.
Структура сочинения:
1.Вступление.
2. Основная часть.
3. Заключение.
Объем сочинения – 250-300 слов.
Комментарии
Отправить комментарий