8 класс. 23.03 2001 вторник

 Русский язык

Тема. Речевая деятельность. Сочинение-рассказ по заданному сюжету с элементами описания местности

• Какие типы речи вам известны?

• В чём особенность рассказа?

• Какие языковые средства обеспечивают художественное повествование?

— Рассказы не только пишутся, но и рассказываются устно. Есть такие писатели, как И. Андроников, С. Смирнов, которые выступают со своими устными рассказами. Некоторые из них потом записываются, но создаются эти рассказы именно как устные. И в жизни часто у нас возникает потребность рассказать кому-нибудь о том, что с нами произошло, что мы видели или переживали. Рассказывать нужно понятно, живо, ярко, иначе собеседник просто и слушать не станет. Значит, надо учиться рассказывать.

Изучение нового материала

Существуют разновидности типов речи. Например: рассказ — одна из разновидностей повествовательного типа речи.

Рассказ — это небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя.

В основе рассказа лежит событие (случай, эпизод, происшествие). Поэтому в построении его различают части, связанные с развитием этого события: завязка, кульминация, развязка.

Завязка — это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.

Кульминация — момент наивысшего напряжения в развитии события.

Развязка — результат развития события, его заключительный момент.

В рассказе могут быть вступление и заключение.

Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло то, о чём он решил рассказать, в заключении чаще всего делится своими раздумьями по поводу описанных событий, говорит о том, чему научил его случай, какой след оставил в памяти.

Строение (композицию) простейшего рассказа можно представить в виде следующей схемы

1. Познакомьтесь с одной историей из серии рассказов «Как я однажды...». Какой тип речи использован автором? Какие достоинства и недостатки вы видите в построении текста? Почему в него целесообразно ввести описание предмета?

Создайте свой, улучшенный вариант этого текста. Представьте его как услышанный вами рассказ мальчика (знакомого или незнакомого). Сделайте соответствующее вступление: где, при каких обстоятельствах вы его услышали? Вступление может начинаться со слова однажды, а заканчиваться предложением Вот что он мне рассказал.

Приближался Новый год. Настало время готовиться к ёлке. Я решил сам сделать несколько ёлочных игрушек. Сварил вкрутую яйца, положил их на стул и пошёл налить воды для красок. Вдруг прибежал мой брат и сел на стул. Он вмиг раздавил шесть из девяти сваренных яиц. На Лёню обрушился вихрь маминых упрёков. Я положил оставшиеся яйца на тарелку и стал раскрашивать одно из них. И тут пришёл с работы папа. Он проголодался и, когда увидел яйца, сразу принялся за еду. В одну минуту были съедены два яйца. Но из оставшегося я всё-таки сделал игрушку! Дед Мороз получился очень забавный.

 

2. Прочитайте рассказ. Определите его основную мысль. Найдите в рассказе описание внешности героев. Каково значение этих описаний? Подумайте, в каком месте рассказа и почему использована прямая речь. Составьте сюжетную схему рассказа, а потом перескажите его близко к тексту.

                                        НЕ СМЕЙ!

Перед нашим домом, на куче песка играют самые малые ребятишки. Ну, известно, какие у них игры: лепят куличики, строят что-то из еловых шишек. Ерунда в общем.

Только у этих карапузов тоже имеются свои заводилы, свои атаманы. И свои тихони безответные.

Атаманом на песочной куче давно сделался Фёдор. Он ростом побольше. Молчаливый такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не причёсывают. А может, он и не позволяет себя причёсывать.

Когда Фёдор что-нибудь возводит на песочной куче, то лучше к нему не приближаться.

А самая безответная, самая тихонькая девчонка, конечно же, соседская Татьяна. Среди ребятишек она — как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех.

Вдобавок носит очки Татьяна, а в её возрасте это совестно. Вот прилепится Татьяна где-нибудь сбоку, с краешка, старается никому не мешать. И даже если обидят, не ревёт громко — стесняется.

Но сегодня Татьяна победила Фёдора.

Строил Фёдор город на вершине кучи. Глядь — бежит по песку паучок-сенокосец. Обыкновенный паучишко, мелочь. Фёдор поднял свою ногу с чёрной пяткой и собрался этого паука прихлопнуть.

— Не смей! — вдруг крикнула Татьяна. — Что он тебе сделал?

Фёдор так и замер с поднятой ногой. Уж не знаю, что его так ошеломило. Но паучишку он не тронул. И Татьянку не тронул.

Может, вправду задумался — что ему сделали те, которые меньше его и слабей?

 

3. а) Знакомство с сюжетной схемой рассказа

ЧТО ИНТЕРЕСНЕЕ

Витя читал книгу о капитане Немо, а мама попросила его отнести обед в луга, на сенокос. Очень не хотелось мальчику оставлять книгу, не сразу он оставил её и даже буркнул что-то маме недовольным голосом.

По дороге на луг Витя очень торопился, чтобы поскорее возвратиться домой. Пришёл мальчик на луг, где работали его отец и старшие братья, да там и остался. Коля дал ему небольшие грабли и попросил помочь ворошить сено. Неудобно было Вите отказаться. А потом он так увлёкся работой, что обо всём забыл и старался не отставать от взрослых, несмотря на усталость.

Вечером Витя вместе со всеми шёл домой, и на душе у него было по-особому радостно.

б) Беседа

• Можно ли считать данный текст рассказом? (Нет, т. к. рассказ требует художественного стиля речи, образности, живописности.)

• Как этого можно достичь? (Этого можно достичь, развернув схему, обогатив её необходимыми подробностями, деталями, описаниями, диалогами).

• Что можно ввести в рассказ? (Уместно ввести портретную характеристику мальчика — за чтением книги, пейзаж — летний день, описание трудового процесса — как носили сено).

в) Работа по составлению рассказа

Закончить рассказ по данному сюжету (письменно).


Литература

Тема. Урок развития речи. Составление отзыва о художественном короткометражко фильме «После бала»

https://www.youtube.com/watch?v=bRGvU7a91GY

Мини-опрос «Верные-неверные вопросы»:

1Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича? да нет

2. Он был сильно влюблён в Вареньку? да нет

3. Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество?да нет

в последний день Масленицы? да нет

4. Бал Ивану Васильевичу понравился? да нет

5. Весь вечер Иван Васильевич танцевал с Варенькой? да нет

6. Мазурку Варенька танцевала с отцом? да нет

7. Иван Васильевич был влюблен в Вареньку? да нет

8. Иван Васильевич был восхищен отцом Вареньки? да нет

9После бала рассказчик не мог уснуть. Он устал? да нет

его переполняли чувства? да нет

Посмотрите фильм и напишите о нём отзыв

Для того чтобы правильно и грамотно написать отзыв, необходимо руководствоваться планом:

1.     Определите адресата речи, цели и задачи высказывания.

2.     Подберите нужную форму отзыва (письмо, сообщение, запись впечатлений в дневнике, статья в газету.

3.     Определите стиль и тип речи.

4.     Выскажите своё мнение о кинофильме и мотивируйте его.

5.     Обратите внимание на речевое оформление отзыва. Употребляйте лишь те языковые средства, которые характерны для избранного стиля и жанра высказывания.

6.     Придерживайтесь требований к речи и культуре общения.

Сегодня на уроке мы будем учиться работать над отзывом о кинофильме.

КИНОИСКУССТВО - это вид художественного творчества, которое является синтезом литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Технологические истоки указывают на две принципиальные составляющие кинематографа: фотография (фиксация световых лучей) и движение (динамика визуальных образов).

Кино – это монтаж движущихся фотографий, кинокадров, создающий глубоко своеобразные художественные образы.

Основой для создания фильма является киносценарий.

Актеры воплощают образы сценария.

Художники воспроизводят в костюмах и декорациях обстановку действий.

Композиторы средствами музыки подчеркивают эмоционально - драматический строй фильма.

Большая роль принадлежит оператору.

Таким образом, кинофильм – это результат коллективного творчества.

Возглавляет работу режиссер, который работает с актерами, оператором, художниками, воплощает идейно-художественный замысел сценария. Фильмы могут быть художественными, научно-популярными, документальными.

В каждом жанре киноискусства используются свои средства раскрытия сценарного замысла.

Давая отзыв не надо пересказывать его содержание; надо остановиться на теме, идее, фильма, исполнительском мастерстве актеров.

На протяжении всего отзыва должна чувствоваться определенная позиция рецензента. Следует отметить как достоинства работы, так и ее недостатки.

Очень важно, чтобы тон рецензии был доброжелательным и не обидным для автора. Писать следует от первого лица.

Примерный план отзыва:

1.     Как называется фильм? Как вы думаете, почему он так называется?

2.     Кто автор сценария? Кто участвовал в создании этого фильма? Какова роль каждого из участников?

3.     О чем рассказывает фильм? Что вас привлекло в его содержании и почему?

4.     Какова идея фильма?

5.     Кто из героев вам понравился и почему?

6.     Как вы оцениваете игру актеров? Кого из них вы выделяете и почему?

7.     Что вы можете сказать о работе режиссера, оператора в этом фильме?

8.     Какую роль играет в фильме текст, музыка, цвет?

9.     Ваше общее мнение о фильме.

Критерии оценки отзыва:

1.     Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

2.     Точность и выразительность речи.

3.     Соблюдение языковых норм.

4.     Соблюдение речевых норм.

5.     Соблюдение этических норм.

6.     Фактологическая точность.

7.     Соблюдение орфографических норм.

8.     Соблюдение пунктуационных норм.

Структура сочинения:

1.Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

Объем сочинения – 250-300 слов.














Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Литература. 8 класс 11.01

8 класс 15.04 четверг