8 класс. 25 марта, четверг

 Русский язык

Тема. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

https://www.youtube.com/watch?v=oBZrWDYweEM

Игра «Верно-неверно»

  • Обособленные члены предложения выделяются по смыслу при помощи интонации в устной речи и при помощи знаков препинания в  письменной речи (верно)
  • Всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению. (верно)
  • Обособляются обычно распостраненные определения, стоящие перед определяемым словом. (неверно)

       - Молодцы, теорию вы усвоили. А теперь перейдем к практическому заданию.

Определение темы и целей урока.

Игра «Третий лишний»

1.     Я рвал отчаянной рукой

шиповник, спутанный плющом.  (М. Ю.Лермонтов)

2.     Ты, гордый, пел для муз и для души. (А.С. Пушкин)

3.      Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. (А.С. Пушкин)

Найдите лишнее предложение? Обоснуйте свой ответ? Выпишите его. Почеркните обособленное обстоятельство. Чем оно выражено?

Исходя из этого, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Тема сегодняшнего урока: Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.  

Изучение нового материала.

1.     Отец сидел, ложив на коленях усталые руки.

Большой пень, тлея, лежал на углях.

2.     Мальчик шёл не спеша.

Мальчик мчался сломя голову.

3.     Туман уже совершенно поднялся и, принимая форму облаков, постепенно исчезал в синеве неба.

На людях она крепилась, а войдя к себе, зарыдала.                                                           

Прочитайте предложения каждой группы. Скажите, чем выражены в них выделенные обстоятельства. Сделайте вывод об их обособлении.

Закрепление изученного материала.

Задание №1

В пустую колонку вашей таблицы впишите номера предложений, соответствующих пунктам таблицы.

Карточка №1

1.        Среди листвы работал соловей.                                      

     Всю ночь работал рук не покладая.   (Е.Винокуров)

2.     Татьяна любит не шутя. (А.С. Пушкин)

3.     Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком. (С.А. Есенин)

4.     Снайпер застыл, прижавшись к земле, и, не поворачивая головы, внимательно вглядывался в кусты на той стороне поляны.  (М. Горький)

5.       Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море. (М.Горький)

Карточка №2

1.     И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.   (А.Грибоедов)  

2.     Страшная туча надвигалась не спеша.    (А.Чехов)

3.     Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя.(А. Пушкин)

4.     Медвежата согрелись и уснули, а проснувшись, стали выть.

5.     Море играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены,  сталкивая друг с другом и разбивая в пыль. (М. Горький)

Задание №2

 Расставьте, где нужно, знаки препинания в данных предложениях. Укажите стрелочками, какие схемы соответствуют данным предложениям.

1.     Утопая в листве по колено

              Снова осень стоит у двора.  

                                         (И. Бунин)          

2.      Тайга густо ощетинила конусы сопок   частоколом елей и пихт затянув долины мягкими кудрями разнолесья темнела во всех распадках и падях.       (А. Грачев)                                                                                                                            

3.     За Москвой-рекой алея вставал рассвет.  (С. Щипачев)

Задание № 3

Сейчас вы побудете в роли писателей. Попробуете создать тексты, опираясь на тему нашего урока

Задание для группы мальчиков: Создайте  текст на тему «Футбол», используя фразеологизмы:

Засучив рукава

Спустя рукава

Сломя голову

Очертя голову

Не солоно хлебавши

Скрепя сердце

Не переводя духа

Разинув рот и др.

Задание для группы девочек:  Напишите миниатюру о весне, употребив в тексте обособленные

 Обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

 Какого стиля получились тексты? Какой тип речи вы использовали в своих текстах? Какую роль играют деепричастия и деепричастные обороты в нашей речи? Что они ей придают? Для чего нам необходимо изучать данную тему? Где нам это может пригодиться?

Рефлексия

Заполнть анкеты

1. Я знаю правило обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами  (+ -)

2. Я умею находить их в предлжении (+ -)

3. Я умею правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств (+ -)

4. Я умею строить предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами.  (+ -)

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями

 и деепричастными оборотами.

! – я знал это

+ - новое для меня

? – я это не понял

Правило

Пример

№ предложения

1. Всегда обособляются деепричастия и деепричастные обороты независимо от положения в предложении.

Проводив родителей, она долго стояла молча.

Снег, покрывая землю белой скатертью, тихо падал.

Он ушёл, устав от шума.

Лодка, покачиваясь, подплывала к берегу.

2. Подчиняются правилу однородных членов.

Волны несутся, гремя и сверкая.

Лая, рыча и огрызаясь, собаки бежали за нами.

3. Не обособляются одиночные обстоятельства, выраженные наречиями: лёжа, сидя, стоя,  молча, шутя,  не спеша, нехотя, не глядя, и др.

Я всегда читаю лёжа.

4. Не обособляются фразеологизмы со словами-деепричастиями:спустя рукава, засучив рукава, сломя голову, не солоно хлебавши

скрепя сердце, не переводя духа

и др.

Он работает спустя рукава.

5.Отделяются от союзов «и», «а», «но» запятой, если можно убрать из предложения.

Он обернулся и, помахав рукой, скрылся из виду.

Мы остались довольны, а уходя, поблагодарили всех за прием.

 

Домашнее задание

ТЕСТ

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ

Задание 1.  В каком предложении не ставится запятая?

1.  Петляя тропа спускалась вниз.

2.  Поговорив они разошлись.

3.  Туман редея ползет вверх.

4.  Скрепя сердце он пошел на мировую.

5.  Шум удаляясь затихал.

Задание 2.  В каком предложении есть обособленное обстоятельство?

1.  Она говорила не волнуясь.

2.  Он шел прихрамывая.

3.  Сергей не отдыхая побежал на станцию.

4.  Его рассказы всегда слушали раскрыв рот.

5.  Ленивый работает спустя рукава.

Задание 3. В каком предложении запятая не ставится?

1.  Войдя в дом он быстро согрелся.

2.  Тропа петляя между камней спускалась вниз.

3.  Петляя между камней тропа спускалась вниз.

4.  Горел костер бросая в темноту блики света.

5.  Шли быстро и не заводя разговоров.

Задание 4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Доехав до конечной станции,

1) там нас ждала машина.

2) нужно пересесть на автобус.

3) останется километра два.

4) дальше путь лежал по реке.

Знакомясь с содержанием книги,

1) она может показаться слишком сложной.

2) возникает желание немедленно прочитать ее.

3) ты видишь, что это основательный труд.

4) выясняется, что ее тема шире, чем заявлено в названии.

Заметив приближение грозы,

1) прогулка была отложена.

2) мы ускорили шаг.

3) раскаты грома раздавались все чаще и чаще.

4) наш веселый разговор стих сам собой.

Литература

Тема. Контрольная работа по теме «Разнообразие жанров в русской литературе 19 столетия»

Контрольная работа

Литература ХІХ века

И. С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой

1. Установите соответствие между фрагментами биографий и фамилиями писателей

1."Моя биография в моих произведениях»

а)Л.Н. Толстой

2. " Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа...Очень даже слишком будет»

б)И.С. Тургенев

3. "Раннее детство — тот период, в котором все освещено таким милым утренним светом

в)М.Е. Салтыков-Щедрин

2. Установите соответствие между автором и произведением, которое принесло ему известность

 

1.И. С. Тургенев

а) «Губернские очерки»

2.М.Е. Салтыков-Щедрин

б) «Записки охотника»

3. Л.Н. Толстой

 в) «Детство»

         3.Кого из писателей связывали теплые дружеские отношения с Т.Шевченко и М.Вовчок

       а) И.С. Тургенев   б) М.Е. Салтыков-Щедрин   в) Л.Н.Толстой

4.В составленном по жанровому признаку перечне произведений есть лишнее. Определите его название

а) «Премудрый пескарь» б) «Медведь на воеводстве» в) «После бала»

5.Какое из перечисленных понятий не является жанром

а) эзопов язык     б) рассказ       в) повесть

6.Определите, какой из признаков не относится к основным чертам стихотворений в прозе

а) короткая форма б) наличие рифмы в) философское обобщение

7.Прочитайте слова литературного героя, определите автора и название произведения.

«...но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок, который она некогда выбросила мне из окна».

8.Узнайте произведение по его окончанию. Укажите автора и название.

«Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

9.Укажите автора и произведение, прочитав следующие слова литературного героя.

«Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль».

10. Узнайте по высказыванию имя героя, произведение и его автора.

«В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: «Слава Богу! Кажется, жив».

11. Прочитайте высказывание литературного героя, укажите его имя, автора и название произведения.

« Не знаю, хорошо ли это или дурно, но не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были  мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились».

12. Прочитав высказывание, определите героя, автора и название произведения.

«  И опять мелькнуло у него в голове: « Полно, ехать ли? - и если б не вспомнилось, какая уйма подъемных и прогонных денег для него в казначействе припасена, право, кажется, не поехал бы

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Литература. 8 класс 11.01

8 класс 15.04 четверг