8 класс 08.04 четверг
Русский язык
Тема. Речевая деятельность. Слушание-понимание текстов публицистического стиля на морально-этические
темы.
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями
Беседа
— Деликатность, бескорыстие, благородство… Нужны ли эти качества
современному человеку в наш «деловой» век?
— Чем измеряется духовность человека?
— В чём состоит искусство жить достойно?
«Кто я? Зачем я? Для чего
живу? Так ли живу? Верно ли
поступил сегодня? Что буду делать завтра?» — эти вопросы встают
сейчас перед каждым из вас, готовящим себя к выбору жизненного пути.
Хочется жизнь прожить достойно и красиво. Но как достигнуть мечты?
Какие пути избрать?
Приглашаю всех, кто ищет ответы на эти вопросы, принять активное
участие в сегодняшнем уроке…
Чтение текста
Разделить текст на части, задать вопросы к каждой из них,
составленные вопросы записать.
Текст 1. «Если не я, то кто ж е?»
Гражданственность принадлежит к тем человеческим качествам,
которые воспитываются всей нашей жизнью.
Можешь ли ты сейчас, будучи учеником, проявить гражданственность?
Да, можешь. Простая ситуация: объявили лыжный кросс, во время
которого твоя школа будет соревноваться с соседними. Проверь себя: почему ты
участвуешь в соревнованиях, и с каким настроением?
Потому ли, что боишься, скажем, неодобрения товарищей или потому, что
осознаешь значение своего участия, по правилу: «Если не я, то кто же?»
Вот эта формула «если не я, то кто же?», может быть, и есть
лакмусовая бумажка, которая помогает определить степень твоей гражданской зрелости.
Тот, в ком это свойство достаточно развито, всегда ощущает себя ответственным
за то, что общее дело не получилось.
Следующий шаг гражданственности — это не пассивное недовольство, а
деятельное участие. Не ждать, пока кто-то сделает жизнь интересной и
содержательной, а самому в меру своих сил браться за дело. Не допускать, чтобы
в твоём присутствии обижали слабого, дразнили человека, унижали его
достоинство.
Гражданственность предполагает, что человек, живущий «для блага ближнего»,
не жертвует при этом собой, своими интересами, не чувствует себя лишенным
чего-то, ущемленным. Совсем напротив — он просто не может жить по-другому,
только такой способ жизни даёт ему острое ощущение счастья.
Беседа
— Какую проблему поставил автор в своей статье?
— Считаете ли вы её актуальной?
— Достаточно ли убедителен автор?
— Какие дополнительные аргументы могли бы привести вы?
— Как содержание и композиция текста подчинены раскрытию основной
её мысли?
— Какие особенности публицистического стиля вы можете отметить в
этом тексте?
Текст 2 . «Про зависть»
Это ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто
завидует. И обычно возрастает обжигающая опасность зависти тогда, когда
достижения другого ближе к вашим занятиям и интересам. Разве можно согласиться
с тем, что у кого-то получается лучше, чем у вас?! Лавры
других не дают нам спать. Как же избавиться от этого крайне
болезненного чувства? Развивайте в себе собственные индивидуальные склонности,
свою
собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой,
и вы никогда не будете завидовать.
Зависть развивается, прежде всего, там, где вы сам себе чужой, где
вы не отличаете себя от других.
Завидуете — значит, не нашли себя.
(По Д. С. Лихачеву)
Беседа
— Кому, прежде всего, приносит страдания зависть?
— Когда это болезненное чувство проявляется у человека больше всего?
— Что нужно делать, чтобы избавиться от зависти?
— Как вы понимаете выражение «Не нашли себя», употреблённое в
последнем предложении?
Выберите: 1) Не в полной мере проявили свои способности,
дарования; 2 ) не разобрались, чем другие превосходят вас; 3 ) не нашли своё
место в окружающем вас мире.
Определение сути высказывания, подбор и обсуждение вариантов формулировки
основной мысли текста, запись наиболее удачного варианта в тетради.
Чтение пословиц, разъяснение их смысла. Запись в тетрадях
1. Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает. 2 . Завистливый по чужому счастью сохнет. 3 .
Позаришься на чужое — своё погубишь.
Составление небольшого устного высказывания по проблеме, поднятой
в тексте «Про зависть»
Необходимо оценить точку зрения автора, сопоставить её с другими точками
зрения на обсуждаемый предмет, а также аргументировать собственное мнение.
2. Чтение
текста
Текст 3 . «Сотвори самого себя»
Почему люди вокруг такие разные? Что делает их непохожими друг на
друга? Горячие споры на эту тему давно волнуют людей. Но сегоднятизвестно
главное: по своей природе каждый способен к безграничному
развитию. Человек, у которого способности соединены с трудолюбием,
становится талантливым.
Человека часто называют «скульптором самого себя». Он создает себя
в преодолении трудностей и преград. Как проявятся и как разовьются твои
способности — это зависит в первую очередь от тебя самого.
Надо неустанно искать себя: пробовать свои силы в различных видах деятельности,
не отказываться ни от одного поручения в школе. И настанет день, когда ты точно
сможешь сказать: «Знаю свое призвание!»
Надо постоянно развивать свои силы и способности. Стране нужны трудолюбивые
и способные люди. Всесторонне развитые способности — это фундамент развития
личности и условие осуществления прогресса. Общество сильнее, когда каждый
человек в нем неповторим и прекрасен. Это неправда, что талантливыми должны
быть лишь писатели, актеры, ученые, конструкторы. Любая профессия требует
способностей и дает простор для их проявления. В нашем обществе могут и должны
быть талантливыми и модельер, и повар, и агроном, и врач, и парикмахер, и швея,
и доярка, и тракторист… Н е тянись за делом, которое хотя и кажется
привлекательным, но тебе не подходит. Как говорили в старину, лучше быть
Наполеоном среди сапожников, чем сапожником среди Наполеонов. Сколько драм и
трагедий переживают люди, которые пошли учиться в институт лишь потому, что
туда пошли друзья или лестно иметь высшее образование! Мы часто говорим о
плохих врачах, инженерах, строителях, а ведь дело здесь не столько в плохом
характере или отсутствии способностей, сколько в том, что человек не любит свою
работу, не отдает ей свой ум и сердце.
Живи в полную меру своих сил, действуй, а не только мечтай.
Хочешь, чтобы твоя мечта осуществилась, борись за неё каждый день, иначе она
лопнет, как мыльный пузырь. Стремись стать лучше сегодня, а завтра — лучше, чем
сегодня. Только в постоянном действии и борьбе куется подлинный характер!
Самовоспитание — самый главный и самый надежный путь для развития.
Оно делает жизнь человека содержательной, целеустремлённой и радостной. Начинается
самовоспитание с того момента, когда любое занятие, любое дело человек
использует для выработки необходимых ему качеств. Сделай свою школьную жизнь
основой для самовоспитания.
Задание
• Составьте план этой статьи и перескажите её, добавляя для подтверждения
отдельных мыслей свои доказательства.
• Самостоятельная работа над составлением плана статьи.
Домашнее задание
Выполнить письменный пересказ текста «Сотвори самого себя».
Литература
Тема. Образ старой рассказчицы в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Художественные особенности произведения
https://www.youtube.com/watch?v=qL4hgZTeLA0
Есть только две формы жизни:
гниение и горение.
Трусливые и жадные изберут первую,
Мужественные и щедрые вторую.
М.Горький
Человека, человека сильного ждет земля,
весь земной шар.
М. М. Пришвин
В конце 90-х годов XIX века читатель был
поражен появлением трех томов «Очерков и рассказов» нового писателя – М.
Горького. Рубеж столетий, волнения в обществе, ожидание перемен. Это было
удивительное время - время исторических перемен, катаклизмов и перемен в
мышлении людей. Ожидание
решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе.
Особенно ярко эти тенденции отразились в таких рассказах, как «Челкаш»,
«Старуха Изергиль», «Макар Чудра».
Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в
период интереса писателя к революционному романтизму. «Право же, - писал он
А.П. Чехову, - настало время нужды в героическом…»
Все названные произведения романтические.
Давайте определим, какие черты романтизма присущи рассказу «Старуха Изергиль».
1.
Герой
неудовлетворен действительностью, стремится к другой жизни. Отсюда романтизм
отвергает повседневность и устремляется в прошлое или в экзотическую обстановку.
2.
Герои
- яркие, исключительные личности, попадающие в неожиданные обстоятельства
3.
Пейзаж
лишен полутонов, основан на ярких красках, выражает красоту и исключительность
стихии. Пейзаж одушевляется.
4.
Своеобразие
лексики, синтаксиса, изобразительных средств: эпитеты, гиперболические
сравнения, олицетворения, высокоторжественная лексика и синтаксис, свойственный
обычно сказочно-легендарным жанрам устной народной поэзии.
Герои этих рассказов – люди «с солнцем в
крови», сильные, гордые, красивые, свободные.
Рассказчик и старуха Изергиль
противопоставлены в рассказе М. Горького. Причем это противопоставление
своеобразно. Рассказчик — «молодой и сильный», но «мрачный», «как демон». Он
«слеп», по выражению героини. Изергиль называет это преждевременной старостью
души: «стариками родитесь вы, русские…». Очевидно, в представлении Изергиль он
обычный человек, не обладающий той жаждой жизни, которую несет она сама.
Рассказчик у Горького - представитель мира
«культуры», «цивилизации».
Рассказчик — тот, кто рассказывает
историю, устно или письменно. В художественной литературе может означать
мнимого автора истории. Ведется ли рассказ от первого или от третьего лица,
повествователь в художественной литературе всегда предполагается либо как
некто, вовлеченный в действие, либо как сам автор.
-Дайте характеристику старухи Изергиль.
Сама же героиня - древняя старуха, «время
согнуло ее пополам», у нее тусклые, слезящиеся глаза, «хрустящий» голос. Однако
в ней много жизни, ее история полна ярких событий, любви, самоотверженности.
Ярче всего ее характеризуют слова: «…Он любил подвиги. А когда человек любит
подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь
ли, всегда есть место подвигам». Изергиль представляет в рассказе Горького
мир природы. Природа и цивилизация всегда противопоставлены в мире
писателей-романтиков.
- Определим художественное пространство и
время.
Читателю становится известно, где точно
происходит его встреча со старухой Изергиль и что он делает в Бессарабии.
Рассказчик молод, любопытен, наблюдателен. Ему интересно всё новое: люди,
события. Потому он с большим интересом относится к своей собеседнице Изергиль.
Рассказчик является связующим звеном для всех трёх историй. Это сторонний
наблюдатель, он более близок к читателю.
- В какое время суток происходят события в
рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь –
это самое таинственное, романтическое время суток);
- Какие природные образы вы могли бы
выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);
- Какие художественные средства
использовал автор в изображении природы?(эпитеты, олицетворение, метафору);
- Почему именно таким показан пейзаж в
рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам.
Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства.
Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с
человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа
символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на
что бы то ни было эту свободу променять).
ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском,
ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о
Ларре и Данко.
В рассказе три истории:
легенда о Ларре, легенда о Данко, рассказ о жизни самой Изергиль. В рассказе
присутствуют два лица, от которых ведётся повествование: рассказчик, то есть
сам автор, дающий оценку старухе Изергиль, и сама старуха, через легенды
передающая философские истины. Все они даются через понятие свободы.
СВОБОДА, -ы; ж. 1. Отсутствие
политического и экономического гнёта, отсутствие стеснений, ограничений в
общественно-политической жизни общества. С. манифестаций. Политическая
с.Борцы за свободу народа. Гражданские свободы. С.
личности(право граждан беспрепятственно участвовать в экономической,
культурной и общественно-политической жизни страны; право на неприкосновенность
личности, жилища, тайну переписки, телефонных и телеграфных сообщений). Демократические
свободы(совокупность всех политических и правовых прав граждан,
определяющих положение их в государстве).
2. Государственная независимость, суверенитет. Сражаться
за свободу своей Родины.
3. Отсутствие крепостной зависимости, рабства. Купить
себе свободу. Дать свободу крепостным.
4. Состояние того, кто не находится в заключении, в
неволе. Лишение свободы. Выпустить птичку из клетки на
свободу. Отпустить заключённого на свободу.
5. Отсутствие зависимости от кого-л., возможность
располагать собою по собственному усмотрению. Стеснять чью-л.
свободу.Расти, воспитываться на свободе. Пользоваться полной
свободой.
6. чего и с инф. Возможность действовать в
какой-л. области без ограничений, запретов, беспрепятственно. С.
торговли. С. передвижения. С. печати. С.
собраний. С. творчества. С. морей(право
осуществления государством морского судоходства и морских промыслов в открытом
море). С. слова и мысли. (право иметь и выражать свои взгляды). С.
мыслей, рассудка, духа(независимость, самостоятельность мыслей,
духа).
7. Филос.Возможность проявления субъектом своей
воли на основе осознания законов развития природы и общества. С. воли. С.
есть осознанная необходимость. С. и необходимость (философские
категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными
законами природы и общества).
8.Лёгкость, отсутствие затруднений в чём-л. Отвечать
на экзамене со свободой и уверенностью. С. манёвра. Стеснять
свободу движений.// Непринуждённость, отсутствие
связанности. С. в обращении. С. в церемониях. С.
выражений. С. от чего-л. С. в жестах.
9. Разг.Раздолье, простор. Берёза любит
свободу. Ветер дует на свободе.
10. Свободное, незанятое время; досуг. Час
отдыха и свободы. На свободе (в свободное время). <Свободный (см.).
Синонимы: независимость,
воля; приволье, раздолье; вольность, покаяние, простор; нескованность,
свободомыслие, раскованность, привольность, анархия, необязательность,
непосредственность, волюшка, беглость, незатрудненность, беспрепятственность,
простота, легкость, непринужденность, бесцеремонность, натуральность,
развязность, естественность, вольная волюшка, произвольность.
Сопоставим композицию со значением слова
«свобода»
Первая и третья части противопоставлены друг
другу. В них раскрывается противоречие между двумя разными взглядами на мир:
альтруистский (бескорыстное доброе дело во благо общества) и эгоистический
(действия во благо себя без учета общественных нужд и догм поведения). Как и в
любой притче, в легендах представлены крайности и гротески, чтобы мораль была
понятна всем.
Перед нами герой и антигерой. Давайте их
сопоставим по определенным параметрам.
«он ничем не
лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц»
«Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и,
когда она упала, встал ногой на ее грудь»
«Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула».
·
«он лучший из всех,
потому что в очах его светилось много силы и живого огня»
·
«и вдруг он разорвал
руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце»
·
«пылало так ярко, как
солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом».
В чем же смысл этой антитезы? Ларра –
гордец, не любивший никого, кроме себя. Недаром он похож на дикого зверя: «Он
был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу».
Этот сын орла и простой женщины не имел сердца: когда он хотел вонзить себе в
сердце нож, тот сломался, «точно в камень ударили им». По
сути, в образе этого героя воплощена античеловеческая сущность. Конечно, мотивировка
его характера обусловлена тем, что он был сыном орла, а орел - гордая птица,
символизирующая всегда идеал воли и силы. На этом основании Ларра считал себя
не просто выше остальных людей – он был уверен, что ему все позволено, а для
него дороже всего была личная свобода.
Данко же – воплощение неиссякаемой любви к тем, кто
обвиняет его же во всех бедах. Одно желание двигало юношей – вытеснить из
сердца страх перед темной чащей, откуда смотрело на людей «что-то
страшное, темное и холодное». Сердце Данко, которое он вырвал из своей
груди, загорелось, чтобы рассеять темноту, и лесную, и душевную. Однако оно
догорело, но никто этого не заметил, и только один «осторожный человек» увидел
это и наступил «на гордое сердце ногой». Что же испугало столь осторожного
человека? Возможно, боязнь того, что подвиг Данко мог воодушевить новых молодых
людей в их постоянном стремлении к свободе.
Если эти два фрагмента носят
фантастический характер и не претендуют на достоверность, то звено, что
расположено между ними, имеет все черты реализма. В этой странной структуре и
состоят особенности композиции «Старухи Изергиль». Второй фрагмент - это
рассказ героини о своей легкомысленной, бесплодной жизни, которая прошла так же
быстро, как покинули ее красота и молодость. Старинные легенды
поучительны, и старуха Изергиль своим скрипучим голосом, который звучал
так, «как будто это роптали все забытые века», передает их юному
поколению. В круг повествований включается и ее рассказ о своей молодости.
Этот фрагмент погружает читателя в суровую
реальность, где некогда совершать ошибки, которые допустил Ларра, и совершила
сама рассказчица. Она потратила свою жизнь на чувственные наслаждения, но так и
не нашла истинной любви, также бездумно распорядился собой и гордый сын орла.
Только Данко, погибнув в цвете лет, достиг цели, постиг смысл бытия и был
по-настоящему счастлив. Таким образом, сама необычная композиция подталкивает
читателя к тому, чтобы сделать правильный вывод.
Образ старой цыганки до конца неясен,
даже противоречив. Красавица Изергиль была воплощением стихийного вольнолюбия.
Она жила ярко, наслаждалась своей юностью, красотой и беспечностью. Она не
желала быть ничьей рабой и жила, ни о ком не заботясь. Однако, встречая на пути
свободолюбивых людей, она стала понимать героизм: изрубленный в сражениях поляк
оказался ей милее, чем богатый пан. А когда она полюбила по-настоящему, даже
оказалась способной на самоотверженный поступок – спасла из плена любимого
Артадэка. Когда же тот предложил свою любовь в благодарность за спасение, она
отказалась, ведь подневольная любовь ей не нужна. Так ее наблюдения за жизнью
привели Изергиль к выводу о том, что «красивые всегда смелы», а «в
жизни всегда есть место подвигам».
·
Судьба старухи
Изергиль во многом схожа с судьбами Ларры и Данко:
1
Ларра и Данко
Старуха Изергиль
Прожили бурную и мятежную
жизнь, стремились к независимости.
2
Данко
Старуха Изергиль
Воплощают высший идеал любви к
людям и самопожертвования. Их жизнь посвящена любви к людям.
3
Ларра
Старуха Изергиль
Не способны долго помнить о
тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными. Старуха
Изергиль «жадно», беря от людей все, что они могли ей дать, но, в отличие от
него (Ларры), она платила за это, «тратила» себя, не жалея.
4
Ларра и Данко
Старуха Изергиль
Итог жизни - одиночество.
Старуха Изергиль «прилепилась» к чужим людям и доживает с ними свой век.
5
Старуха Изергиль приносила
счастье тем, кого любила, и ради любимого могла пожертвовать собой.
Давайте сделаем выводы, какие герои перед
нами.
1.
Образ
Данко –
романтический герой, так как он был намного выше общества, был не понят, но
горд осознанием того, что сумел возвыситься на рутинной суетой жизни. У многих
он ассоциируется с образом Христа — такая же мученическая смерть ради людей. Он
тоже ощущал свою ответственность и не гневался на ругательства и непонимание.
Он понимал, что без него люди не справятся и погибнут. Любовь к ним сделала его
сильным и всемогущим. Претерпевая нечеловеческие муки, миссия вел свою паству к
свету, счастью и новой жизни. Это образец для подражания любому из нас. Каждый
может сделать гораздо больше, поставив себе благую цель помочь, а не нажиться
или обмануть. Добродетель, деятельная любовь и участие в судьбе мира – вот
подлинный смысл жизни для нравственно чистого человека, как считает Горький.
2.
Образ
Ларры служит нам
предостережением: нельзя игнорировать интересы других и приходить в чужой
монастырь со своим уставом. Надо чтить традиции и нравы, принятые в обществе.
Это уважение – залог мира вокруг и мира в душе. Ларра был эгоистом и поплатился
за гордыню и жестокость вечным одиночеством и вечным изгнанием. Каким бы
сильным и красивым он не был, ни то, ни другое качество ему не помогло. Он
умолял о смерти, а люди лишь подняли его на смех. Никто не хотел облегчить его
ношу, как не хотел этого он, когда пришел в общество. Неслучайно автор
подчеркивает, что Ларра – не человек, он, скорее, зверь, дикарь, который чужд
цивилизации и разумному, гуманному мироустройству.
3.
Старуха
Изергиль – страстная
и темпераментная женщина, она привыкла отдаваться чувству всякий раз, когда оно
нагрянет, не обременяя себя заботами и нравственными принципами. Всю жизнь она
потратила на любовные приключения, относила к людям равнодушно и эгоистично
помыкала ими, однако настоящее сильное чувство прошло мимо нее. Ради спасения
возлюбленного она пошла на убийство и верную погибель, но он ответил ей
обещанием любви в благодарность за освобождение. Тогда из гордости она прогнала
его, ведь не хотела никого обязывать. Такая биография характеризует героиню,
как сильную, смелую и независимую личность. Однако ее судьба сложилась
бесцельно и пусто, в старости ей не хватало своего семейного гнезда, поэтому
она иронически звала себя «кукушкой».
Рассмотрим темы рассказа.
·
Тема
свободы. Все три героя по-своему независимы от общества. Данко гонит племя
вперед, не обращая внимания на его недовольство. Он знает, что его поведение
принесет свободу всем этим людям, которые сейчас, в силу своей ограниченности,
не понимают его замысла. Распущенность и наплевательское отношение к окружающим
позволяла себе Изергиль, и в этом безумном карнавале страстей утонула сама суть
свободы, приобретая пошлую, вульгарную форму вместо чистого и светлого порыва.
В случае Ларры читатель видит вседозволенность, которая нарушает свободу других
людей, поэтому теряет ценность даже для ее обладателя. Горький, конечно же, на
стороне Данко и той независимости, которая позволяет личности выйти за рамки
стереотипного мышления и повести за собой толпу.
·
Тема
любви. Данко обладал большим и любящим сердцем, но чувствовал привязанность не
к конкретному человеку, а ко всему миру. Ради любви к нему он и пожертвовал
собой. Ларра был полон себялюбия, поэтому не мог действительно испытывать к
людям сильные чувства. Свою гордость он поставил выше жизни женщины, которая
ему понравилась. Изергиль была полна страсти, но ее объекты постоянно менялись.
В ее беспринципном беге за удовольствиями истинное чувство потерялось, а в
итоге оказалось не нужным тому, кому предназначалось. То есть, писатель отдает
предпочтение святой и бескорыстной любви к человечеству, а не ее мелким и
эгоистическим аналогам.
·
Основные
темы рассказа касаются роли человека в социуме. Горький размышляет о правах и
обязанностях личности в обществе, о том, что люди должны делать друг для друга
для всеобщего процветания и т.д. Автор отрицает индивидуализм Ларры, который ни
во что не ставит окружение и хочет лишь потреблять благо, а не отдавать его
взамен. По его мнению, настоящий «сильный и красивый» человек должен применить
свои таланты во благо остальных, менее выдающихся членов общества. Только тогда
будут истинными его сила и красота. Если же эти качества будут растрачены
впустую, как в случае с Изергиль, они быстро померкнут, в том числе и в памяти
людской, так и не найдя достойного применения.
·
Тема
пути. Горький аллегорически изобразил исторический путь развития человечества в
Легенде о Данко. Из тьмы невежества и дикости людской род двигался к свету
благодаря одаренным и бесстрашным личностям, которые служат прогрессу, не жалея
себя. Без них общество обречено на прозябание в застое, но эти выдающиеся борцы
никогда не бывают понятыми при жизни и становятся жертвами жестоких и
недальновидных собратьев.
·
Тема
времени. Время быстротечно, и его необходимо расходовать с целью, иначе его
бега не замедлит запоздалое осознание тщетности бытия. Изергиль жила, не думая
о смысле дней и лет, отдавала себя развлечениям, но в итоге пришла к тому, что
судьба ее сложилась незавидно и несчастливо.
Какие проблемы рассматриваются в
произведении?
Не менее богата по содержанию проблематика
рассказа «Старуха Изергиль». Здесь представлены как морально-этические, так и
философские вопросы, заслуживающие внимания каждого думающего человека.
·
Проблема
смысла жизни. Данко видел его в спасении племени, Ларра – в удовлетворении
гордыни, Изергиль – в любовных похождениях. Каждый из них был вправе выбирать
себе дорогу, но кто из них почувствовал удовлетворение от своего решения?
Только Данко, ведь он выбрал правильно. Остальные были жестоко наказаны за
эгоизм и малодушие в определении цели. Но как сделать шаг, чтобы не пожалеть
после? На этот вопрос и пытается ответить Горький, помогая нам самим
проследить, какой смысл жизни оказался истинным?
·
Проблема
эгоизма и гордости. Ларра был самовлюбленным и гордым человеком, поэтому он не
мог нормально жить в обществе. Его «паралич души», как сказал бы Чехов, не
давал ему покоя изначально, и трагедия была предрешена. Никакое общество не
станет терпеть надругательства над своими законами и принципами от ничтожного
себялюбца, который мнит себя пупом земли. Пример сына орла иносказательно
показывает, что тот, кто презирает окружение и возвышает себя над ним, не
человек вовсе, а уже на половину зверь.
·
Проблема
активной жизненной позиции заключается в том, что многие стараются
противодействовать ей. Она вступает в конфликт с извечной человеческой
пассивностью, нежеланием что-либо делать и менять. Так и Данко наткнулся на
непонимание в своей среде, пытаясь помочь и сдвинуть дело с мертвой точки.
Однако люди не спешили идти ему навстречу и даже после удачного финала пути
боялись возрождения этой активности, растоптав последние искры сердца героя.
·
Проблема
самопожертвования в том, что его, как правило, никто не ценит. Люди распяли
Христа, уничтожали ученых, художников и проповедников, и никто из них не
задумался, что на добро отвечает злом, а на подвиг – предательством. На примере
Данко читатель видит, как народ обращается с тем, кто ему помог. Черная
неблагодарность селится в душах тех, кто принимает жертву. Герой спас свое
племя ценой жизни, и не получил даже заслуженного уважения.
·
Проблема
старости. Героиня дожила до преклонных лет, но теперь ей остается лишь
вспоминать о юности, так как ничего не может вновь повториться. Старуха
Изергиль потеряла красоту, силу и все то внимание мужчин, которым когда-то так
гордилась. Только будучи немощной и уродливой, она поняла, что растратила себя
напрасно, и нужно было еще тогда задуматься о семейном гнезде. А теперь
кукушка, переставшая быть гордой орлицей, никому не нужна и ничего не может
изменить.
·
Проблема
свободы в рассказе проявляется в том, что она теряет свою сущность и
превращается во вседозволенность
Всё, что можно терять – теряй,
Только совесть терять – не смей.
Чтобы не было жизни – зря,
И не только – одной твоей.
Всё, что можно забыть – забудь,
Только долг свой забыть – не смей.
Чтобы выбранный в жизни путь
Не запутался средь путей.
Всё, что можно раздать – раздай,
Только честь не отдай – храни!
Если нужно простить – прощай!
Если должен дождаться – жди!
И не сетуй на то,
что ты
Здесь не брал с боем высоты.
Высота у тебя одна,
Это – жизнь, что тебе дана.
Эта жизнь, что дана – нам всем,
И не будет другой взамен
Той, что полем бы перейти…
Получил?..
– ЖИВИ!
(или синквейн)
Комментарии
Отправить комментарий