8 класс 13.04 вторник

 Русский язык

Тема. Обособление обстоятельств, выраженных существительными в косвенных падежах с предлогами.

Распределительный диктант по правилу «Запятая перед союзом как».

Задание: распределить данные предложения в две колонки – с запятой(ыми) и без.

1. Осыпался с березы лист и, как ковер, устлал дорогу.

2. Был лес как сон.

3. Будь прост, как ветер.

4. Всем известны такие поэты, как Пушкин и Лермонтов.

5. Жуковского знали как поэта и преданного друга Пушкина.

6. Все идет как по маслу.

7. Он был принят как жених.

8. Озеро как зеркало.

 Беседа.

– Какие способы обособления обстоятельств мы знаем?

– Какие производные сигнализируют об обособлении существительных?

– Как выделяются подобные обороты?

 Грамматическая страничка.

Задание: исправить грамматические ошибки.

o    Вопреки указания директора, график проведения ремонтных работ был нарушен.

o    По завершению эксперимента результаты будут обнародованы.

o    По приезду я нашел всех учеников в сборе.

o    Он уволен согласно приказа.

o    Сдайте отчет по возвращению из командировки.


Комментированное письмо.

Задание: найти обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами; расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

o    Ввиду приближения экзаменов, он занимался с особым усердием.

o    Вследствие сильных заморозков, соревнования по лыжам отменены.

o    За неимением свободного времени в течение последних недель, я не мог хорошо тренироваться.

o    Ехали только днем, во избежание всяких дорожных случайностей.

o    Бульба, по случаю приезда сыновей, велел созвать всех сотников и весь полковой чин.

o    Четыре месяца тому назад я, согласно его предписаниям, покинул шхуну.

o    Вопреки нашим опасениям, бабушка охотно отпустила нас в дальний лес за грибами.

o    В долгой жизни своей видывал я путешественников, до глубокой старости не утративших, несмотря на возраст, своей страсти.

o    На ночь, в целях экономии тепла, мы укладывались один к одному.

o    В тот же день, несмотря на хорошую погоду, нам удалось пройти немного.

o    Тренировки, по случаю приближения спортивных соревнований, на стадионе усилились.

Карточка

Задание: расставьте необходимые знаки препинания. Какие члены обособлены в данных предложениях?

1. Пока гребем скрипя уключинами едва не утыкаемся в клочок суши.

2. Страшно усталые но довольные своим путешествием пристаем к лесному обрывчику.

3. Ввиду затянувшихся дождей река вышла из берегов.

4. Со старшей Наташей я училась в одном классе.

5. Мокрая шерсть на ней обвисла хвост тонок глаза поблескивают хитринкой.

https://www.youtube.com/watch?v=oBZrWDYweEM


Литература

Тема. Урок внеклассного чтения. Проблематика свободы и свободолюбия в рассказк М. Горького «Макар Чудра»

Анализ рассказа «Макар Чудра»

Одним из героев этого произведения является сам рассказчик. Можно ли сказать, что Макар Чудра – романтический герой? 

- Море, степь связаны с образом рассказчика. Кто он по национальности? Чего мы должны ожидать от такого героя? (Море и степь – необычная природа, экзотическая, будто живая; море и степь безграничны; олицетворение свободы главного героя, он цыган, а цыгане люди со своеобразным менталитетом, очень вольные, свободолюбивые)

- Как Макар Чудра относится к людям, несвободным по его мнению? Найдите слова в тексте.

«Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга. А места на земле вон сколько…»; «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, - как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

Вторая черта романтизма – герой свободолюбив, независим. Гордая, сильная личность, отрешенная от внешнего мира.

Портрет героя

- Давайте попробуем составить портрет героя. Есть ли развёрнутый портрет в тесте рассказа? (Нет)

- Почему? (Развёрнутого описания внешности нет, т.к.автору интересен внутренний мир героя, поэтому больше внимания он уделяет другим характеристикам, в частности, речи героя.)

- Кто в рассказе ещё из действующих лиц является романтическим героем? (Радда и Лойко)

- В тексте есть подробное описание портрета героев? (Нет, только штрихи к портрету: Лойко – усы; о Радде говорит, что её красоту описать нельзя, если только на скрипке сыграть.)

Вывод: Горький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю красоту он выделяет самые важные черты характера героя – стремление к свободе.

Третья черта романтизма – внимание ко внутреннему миру героя, к его душевным переживаниям.

Речь героя

-Давайте составим речевую характеристику Макара Чудры. Что вы услышали в речи героя? Как она его характеризует?

(демонстрируется фрагмент кинофильма «Табор уходит в небо»)

- Совпало ли ваше представление о герое с экранным образом? Если да, то в чём?

(Притчевая, фольклорная речь Макара Чудры, который часто называет собеседника соколом:« — Эге! Было, сокол...», « — Вон он какой был, сокол!..», « — Вот она какова была Радда, сокол!..», «Так-то, сокол!..» В обращении «сокол» мы видим образ, близкий цыганскому духу, образ свободной и смелой птицы.

В рассказе Чудры часто повторяется слово «степь», так как степь была основным местом жизни цыган: «Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девушку в степь...», «Ночь светлая, месяц серебром всю степь залила...», «На всю степь гаркнул Лойко...».

Композиция рассказа

Давайте, обратимся к композиции произведения. Читая рассказ, вы должны были обратить внимание на ещё одно средство создания образа главного героя. Какой уже знакомый нам прием использует автор в рассказе? (прием вставного рассказа или рассказа в рассказе).

- Скажите, для какой цели в рассказ вводится легенда о Радде и Лойко Зобаре? Если бы легенда о Лойко и Радде была главной, название рассказа было бы иным. Для чего использован этот прием?(Автор заставляет героя рассказывать легенду и таким образом задает определенную систему человеческих ценностей, по которой можно судить и о самом рассказчике. Легенда служит средством раскрытия образа Макара Чудры.)

- Давайте вспомним легенду о Радде и Лойко Зобаре. (Подготовленное сообщение «Забар и Радда – романтические герои».)

- Перед Лойко встала дилемма: свобода или любовь? Как, по-вашему, что такое любовь? (Ответы детей).

Обратимся к «Толковому словарю» С. Ожегова.

ЛЮБОВЬ – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

- А теперь давайте вернемся к эпиграфу: СВОБОДА – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений.

- Что произошло с главными героями? (Они полюбили друг друга и оказались перед выбором между любовью и свободой, гордостью).

- Но что для каждого важнее? (Лойко – свобода и независимость, Радда – гордость.)

-Давайте обратимся к монологу Радды и последнему обращению к товарищам Зобара Лойко.

Монолог Радды

(Монолог может прочитать заранее подготовленная учащаяся, накинув цветной платок).

Я Радда, дочь Данилы-солдата. Говорят, красива я очень. И словами-то обо мне не скажешь. Может быть, красоту мою можно на скрипке сыграть, да и то не всякому. Много посушила я сердец молодецких и молодого цыгана Лойко Зобара пленила.

Радда: «Видала я молодцов, а Лойко удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил - моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я того. Но что толку? Они и так не больно-то удалы, а я бы их всех обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, ой, мало. Никогда я никого не любила, а Лойко люблю. А ещё я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше. А без него мне не жить, как и ему без меня…»

- Что для нее важнее? (Гордость, воля, свобода)

Монолог Зобара

(Монолог Зобара Лойко может прочитать заранее подготовленный учащийся).

Смотрел в свое сердце этой ночью и не нашел места в нем старой вольной жизни моей. Радда там живет только – и все тут! Вот она, красавица Радда, улыбается, как царица! Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли…она станет моей женой и будет ласкать и целовать меня, так что уже мне и песен петь вам не захочется, и воли моей я не пожалею!

А что важнее для Зобара? (Любовь, но и свободу терять он не хочет.)

- Итак, друг без друга герои не могут, потерять свободу не хотят. Какой же выход они находят?(Выхода не нашли… на компромисс не пошли, Лойко поставил свою гордость выше любви, Радда – свою свободу.)

- Подумайте, идя навстречу Лойко, Радда предполагала такой исход событий? Обратитесь за помощью к тексту. («Я знала…»)

- А Лойко предчувствовал собственную смерть?

- Что же отличает героев Горького от других романтических героев?

Вывод: Внутренняя свобода героев зависит от свободы внешней, поэтому они не хотят связывать себя ничем, даже любовью. Это и отличает героев Горького от других романтических героев Лермонтова, Пушкина. Неоромантический герой стремится к активному восприятию свободы. Он деятелен, т.к. его внутренняя свобода зависит от свободы внешней, поэтому он не должен быть связан ничем. Красивые, сильные, свободные люди выбирают между свободой и жизнью. И выбирают они – свободу.

Отношение героя к поступкам других

- Какой конфликт представляют эти герои и как он разрешается? (Любовь и свобода, по Горькому, взаимоисключают друг друга, желание безграничной свободы, индивидуализм приводят к взаимному уничтожению.)

- Как Макар Чудра смотрит на эту историю любви? (Он любуется героями, восхищается их красотой и другими достоинствами.)

Внимательно прочитайте финал, выясните его смысловую роль в разрешении конфликта произведения.

   «Мне не хотелось спать. Я смотрел во тьму степи, и в воздухе перед моими глазами плавала царственно красивая и гордая фигура Радды. Она прижала руку с прядью черных волос к ране на груди, и сквозь ее смуглые, тонкие пальцы сочилась капля по капле кровь, падая на землю огненно-красными звездочками.

   А за нею по пятам плыл удалой молодец Лойко Зобар; его лицо завесили пряди густых черных кудрей, и из-под них капали частые, холодные и крупные слезы…

   Усиливался дождь, и море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган – Лойко Зобару и Радде, дочери старого солдата Данилы.

   А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой.»

- Почему именно этой картиной заканчивается рассказ? Каков смысл последнего предложения?(Даже после смерти герои не примиряются)

- А автор рассказа разделяет позицию Макара Чудры? Докажите. (Не согласен с ней. Уже в начале рассказа прослеживается скептицизм повествователя к словам Макара Чудры. Диалог построен в форме монолога, «продолжал он, скептически выслушав моё возражение на его слова». Макар Чудра восхищается красотой героев и их бескомпромиссностью, силой их чувств. А автор понимает бесплодность такого исхода дела: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой Раддой.)

-А где ещё мы встречали ситуации, в которых автор и рассказчик занимали разные позиции в оценке героев, поступков, ситуаций и др.?

 Создание сочинений-миниатюр

- Совместимы ли понятия любовь и свобода?

- Идея рассказа М. Горького «Макар Чудра» заключается в том, чтобы показать героя, ….(какого?)

Подведение итогов

Что мы сегодня узнали?

Давайте сделаем выводы. Но не будем забывать, что в литературном произведении не всё бывает так просто, тем более, в произведении М. Горького.

- Почему любовь и стремление к свободе оказываются для героев несовместимыми?

- Что хотел сказать нам автор своим рассказом?

- Чем рассказ Горького, написанный в конце XIX века, интересен нам, читателям XXI века? Какие нравственные уроки извлекаем мы из данного произведения?

- По-вашему, совместимы понятия любви и свободы? Нужно ли выбирать? (Как бы прекрасны ни были герои в своем стремлении к абсолютной свободе, их жизнь бесплодна и призрачна, уподоблена теням, в которые превратились герои.)

- А теперь задайте вопросы. Что осталось невыясненным, непонятным в рассказе?

- А закончить мне бы хотелось словами из текста: «А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Радой».






Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Литература. 8 класс 11.01