8 класс 13.04 вторник
Русский язык
Тема. Обособление обстоятельств, выраженных существительными в косвенных падежах с предлогами.
Распределительный диктант по
правилу «Запятая перед союзом как».
Задание: распределить данные
предложения в две колонки – с запятой(ыми) и без.
1. Осыпался с березы лист и, как
ковер, устлал дорогу.
2. Был лес как сон.
3. Будь прост, как ветер.
4. Всем известны такие поэты, как
Пушкин и Лермонтов.
5. Жуковского знали как поэта и
преданного друга Пушкина.
6. Все идет как по маслу.
7. Он был принят как жених.
8. Озеро как зеркало.
Беседа.
– Какие способы обособления
обстоятельств мы знаем?
– Какие производные сигнализируют
об обособлении существительных?
– Как выделяются подобные
обороты?
Грамматическая страничка.
Задание: исправить грамматические
ошибки.
o Вопреки указания директора, график
проведения ремонтных работ был нарушен.
o По завершению эксперимента результаты
будут обнародованы.
o По приезду я нашел всех учеников в сборе.
o Он уволен согласно приказа.
o Сдайте отчет по возвращению из
командировки.
Комментированное письмо.
Задание: найти
обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами;
расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
o Ввиду приближения экзаменов, он занимался с особым усердием.
o Вследствие сильных заморозков, соревнования по лыжам отменены.
o За неимением свободного времени в течение
последних недель, я не
мог хорошо тренироваться.
o Ехали только днем, во избежание
всяких дорожных случайностей.
o Бульба, по случаю приезда сыновей,
велел созвать всех сотников и весь полковой чин.
o Четыре месяца тому назад я, согласно
его предписаниям, покинул шхуну.
o Вопреки нашим опасениям, бабушка охотно отпустила нас в дальний
лес за грибами.
o В долгой жизни своей видывал я
путешественников, до глубокой старости не утративших, несмотря на
возраст, своей страсти.
o На ночь, в целях экономии тепла,
мы укладывались один к одному.
o
В тот
же день, несмотря на хорошую погоду, нам удалось пройти немного.
o Тренировки, по случаю приближения
спортивных соревнований, на стадионе усилились.
Карточка
Задание: расставьте необходимые
знаки препинания. Какие члены обособлены в данных предложениях?
1. Пока гребем скрипя уключинами
едва не утыкаемся в клочок суши.
2. Страшно усталые но довольные
своим путешествием пристаем к лесному обрывчику.
3. Ввиду затянувшихся дождей река
вышла из берегов.
4. Со старшей Наташей я училась в
одном классе.
5. Мокрая шерсть на ней обвисла
хвост тонок глаза поблескивают хитринкой.
https://www.youtube.com/watch?v=oBZrWDYweEM
Литература
Тема. Урок внеклассного чтения. Проблематика свободы и свободолюбия в рассказк М. Горького «Макар Чудра»
Анализ рассказа «Макар Чудра»
Одним из героев этого произведения является сам рассказчик. Можно
ли сказать, что Макар Чудра – романтический герой?
- Море, степь связаны с образом рассказчика. Кто он по
национальности? Чего мы должны ожидать от такого героя? (Море и степь – необычная природа,
экзотическая, будто живая; море и степь безграничны; олицетворение свободы
главного героя, он цыган, а цыгане люди со своеобразным менталитетом, очень
вольные, свободолюбивые)
- Как Макар Чудра относится к людям, несвободным по его мнению? Найдите слова в тексте.
«Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга. А
места на земле вон сколько…»; «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор
морской волны веселит ему сердце? Он раб, - как только родился, всю жизнь раб,
и все тут!»
Вторая черта романтизма – герой свободолюбив, независим. Гордая,
сильная личность, отрешенная от внешнего мира.
Портрет героя
- Давайте попробуем составить портрет героя. Есть ли развёрнутый
портрет в тесте рассказа? (Нет)
- Почему? (Развёрнутого
описания внешности нет, т.к.автору интересен внутренний мир героя, поэтому больше
внимания он уделяет другим характеристикам, в частности, речи героя.)
- Кто в рассказе ещё из действующих лиц является романтическим
героем? (Радда и
Лойко)
- В тексте есть подробное описание портрета героев? (Нет, только штрихи к портрету:
Лойко – усы; о Радде говорит, что её красоту описать нельзя, если только на
скрипке сыграть.)
Вывод: Горький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю
красоту он выделяет самые важные черты характера героя – стремление к свободе.
Третья черта романтизма – внимание ко внутреннему миру героя, к
его душевным переживаниям.
Речь героя
-Давайте составим речевую характеристику Макара Чудры. Что вы
услышали в речи героя? Как она его характеризует?
(демонстрируется фрагмент кинофильма «Табор уходит в небо»)
- Совпало ли ваше представление о герое с экранным образом? Если
да, то в чём?
(Притчевая, фольклорная речь Макара Чудры, который
часто называет собеседника соколом:« — Эге! Было, сокол...», « — Вон он какой
был, сокол!..», « — Вот она какова была Радда, сокол!..», «Так-то, сокол!..» В обращении «сокол» мы видим
образ, близкий цыганскому духу, образ свободной и смелой птицы.
В рассказе Чудры часто повторяется слово «степь», так как степь была основным местом жизни
цыган: «Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девушку в
степь...», «Ночь светлая, месяц серебром всю степь залила...», «На всю степь
гаркнул Лойко...».
Композиция рассказа
- Давайте, обратимся к композиции произведения. Читая
рассказ, вы должны были обратить внимание на ещё одно средство создания образа
главного героя. Какой уже знакомый нам прием использует автор в рассказе? (прием
вставного рассказа или рассказа в рассказе).
- Скажите, для какой цели в рассказ вводится легенда о Радде и
Лойко Зобаре? Если бы легенда о Лойко и Радде была главной, название рассказа
было бы иным. Для чего использован этот прием?(Автор заставляет героя рассказывать
легенду и таким образом задает определенную систему человеческих ценностей, по
которой можно судить и о самом рассказчике. Легенда служит средством раскрытия
образа Макара Чудры.)
- Давайте вспомним легенду о Радде и Лойко Зобаре. (Подготовленное сообщение «Забар и Радда –
романтические герои».)
- Перед Лойко встала дилемма: свобода или любовь? Как, по-вашему,
что такое любовь? (Ответы
детей).
Обратимся к «Толковому словарю» С. Ожегова.
ЛЮБОВЬ – чувство самоотверженной и глубокой привязанности,
сердечного влечения.
- А теперь давайте вернемся к эпиграфу: СВОБОДА – это
отсутствие каких-либо ограничений, стеснений.
- Что произошло с главными героями? (Они полюбили друг друга и оказались перед
выбором между любовью и свободой, гордостью).
- Но что для каждого важнее? (Лойко – свобода и независимость, Радда –
гордость.)
-Давайте обратимся к монологу Радды и последнему обращению к
товарищам Зобара Лойко.
Монолог Радды
(Монолог может прочитать заранее подготовленная учащаяся, накинув
цветной платок).
Я Радда, дочь Данилы-солдата. Говорят, красива я очень. И
словами-то обо мне не скажешь. Может быть, красоту мою можно на скрипке
сыграть, да и то не всякому. Много посушила я сердец молодецких и молодого
цыгана Лойко Зобара пленила.
Радда: «Видала я молодцов, а Лойко удалей и краше их душой
и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил - моргни я ему глазом, все они пали бы
мне в ноги, захоти я того. Но что толку? Они и так не больно-то удалы, а я бы
их всех обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, ой, мало. Никогда я
никого не любила, а Лойко люблю. А ещё я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю
больше. А без него мне не жить, как и ему без меня…»
- Что для нее важнее? (Гордость, воля, свобода)
Монолог Зобара
(Монолог Зобара Лойко может прочитать заранее подготовленный
учащийся).
…Смотрел в свое сердце этой ночью и не нашел места в нем старой
вольной жизни моей. Радда там живет только – и все тут! Вот она, красавица
Радда, улыбается, как царица! Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю
больше своей воли…она станет моей женой и будет ласкать и целовать меня, так
что уже мне и песен петь вам не захочется, и воли моей я не пожалею!
А что важнее для Зобара? (Любовь, но и свободу терять он не хочет.)
- Итак, друг без друга герои не могут, потерять свободу не хотят.
Какой же выход они находят?(Выхода не нашли… на компромисс не пошли, Лойко поставил свою
гордость выше любви, Радда – свою свободу.)
- Подумайте, идя навстречу Лойко, Радда предполагала такой исход
событий? Обратитесь за помощью к тексту. («Я знала…»)
- А Лойко предчувствовал собственную смерть?
- Что же отличает героев Горького от других романтических героев?
Вывод: Внутренняя
свобода героев зависит от свободы внешней, поэтому они не хотят связывать себя
ничем, даже любовью. Это и отличает героев Горького от других романтических
героев Лермонтова, Пушкина. Неоромантический герой стремится к активному
восприятию свободы. Он деятелен, т.к. его внутренняя свобода зависит от свободы
внешней, поэтому он не должен быть связан ничем. Красивые, сильные, свободные
люди выбирают между свободой и жизнью. И выбирают они – свободу.
Отношение героя к поступкам других
- Какой конфликт представляют эти герои и как он
разрешается? (Любовь
и свобода, по Горькому, взаимоисключают друг друга, желание безграничной
свободы, индивидуализм приводят к взаимному уничтожению.)
- Как Макар Чудра смотрит на эту историю любви? (Он любуется героями, восхищается их
красотой и другими достоинствами.)
Внимательно прочитайте финал, выясните его смысловую роль в
разрешении конфликта произведения.
«Мне не хотелось спать. Я смотрел во тьму
степи, и в воздухе перед моими глазами плавала царственно красивая и гордая
фигура Радды. Она прижала руку с прядью черных волос к ране на груди, и сквозь
ее смуглые, тонкие пальцы сочилась капля по капле кровь, падая на землю
огненно-красными звездочками.
А за нею по пятам плыл удалой молодец Лойко
Зобар; его лицо завесили пряди густых черных кудрей, и из-под них капали
частые, холодные и крупные слезы…
Усиливался дождь, и море распевало мрачный и
торжественный гимн гордой паре красавцев цыган – Лойко Зобару и Радде, дочери
старого солдата Данилы.
А они оба кружились во тьме ночи плавно и
безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой.»
- Почему именно этой картиной заканчивается рассказ? Каков смысл
последнего предложения?(Даже после
смерти герои не примиряются)
- А автор рассказа разделяет позицию Макара Чудры? Докажите. (Не согласен с ней. Уже в начале
рассказа прослеживается скептицизм повествователя к словам Макара Чудры. Диалог
построен в форме монолога, «продолжал он, скептически выслушав моё возражение
на его слова». Макар Чудра восхищается красотой героев и их
бескомпромиссностью, силой их чувств. А автор понимает бесплодность такого
исхода дела: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой
Раддой.)
-А где ещё мы встречали ситуации, в которых автор и рассказчик
занимали разные позиции в оценке героев, поступков, ситуаций и др.?
Создание сочинений-миниатюр
- Совместимы ли понятия любовь и свобода?
- Идея рассказа М. Горького «Макар Чудра» заключается в том, чтобы
показать героя, ….(какого?)
Подведение итогов
Что мы сегодня узнали?
Давайте сделаем выводы. Но не будем забывать, что в литературном
произведении не всё бывает так просто, тем более, в произведении М. Горького.
- Почему любовь и стремление к свободе оказываются для героев
несовместимыми?
- Что хотел сказать нам автор своим рассказом?
- Чем рассказ Горького, написанный в конце XIX века,
интересен нам, читателям XXI века? Какие нравственные уроки извлекаем
мы из данного произведения?
- По-вашему, совместимы понятия любви и свободы? Нужно ли
выбирать? (Как бы
прекрасны ни были герои в своем стремлении к абсолютной свободе, их жизнь
бесплодна и призрачна, уподоблена теням, в которые превратились герои.)
- А теперь задайте вопросы. Что осталось невыясненным, непонятным
в рассказе?
- А закончить мне бы хотелось словами из текста: «А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Радой».
Комментарии
Отправить комментарий